«Современные зрители очень насмотрены и умны»
Альваро Морте рассказал в эксклюзивном интервью «Ведомостям» об особенностях жанра хоррорИспанский актер Альваро Морте известен по нашумевшему драматическому проекту «Бумажный дом» и фантастическому сериалу «Колесо времени» с Розамунд Пайк. В своей новой роли в хорроре «Омен. Непорочная» Морте перевоплотился в священника таинственного монастыря, в котором происходят странные вещи.
Эта кинокартина от продюсеров «Zомбилэнд» и «Анчартед» впервые была показана на американском кинофестивале South by Southwest (SXSW). Российская премьера фильма намечена на 21 марта, на день раньше мирового релиза.
В интервью «Ведомостям» Альваро Морте рассказал о сотрудничестве с Сидни Суини, которая сыграла главную женскую роль, важности работы актера с тембром голоса, а также том, что делает жанр хоррора захватывающим.
«Мне было интересно показывать эти противоречивые контрасты»
– Я играю отца Сэла Тэдэски. Мой герой – священник, он один из основных служителей довольно странного монастыря, где происходит действие фильма. По сюжету именно он связывается с сестрой Сесилией, в которую перевоплотилась Сидни Суини, и приглашает ее в монастырь из Штатов.
По сути, отец Тэдэски, как и многие из нас, избрал конкретный путь, по которому хотел идти, но, столкнувшись с реальностью, изменил позицию и превратился в совершенно другого человека. Он изучал биологию, но затем внезапно услышал призыв свыше. Как он говорит в одной реплике, Бог указал ему путь, что и привело его в это место.
– Это один из тех персонажей, которые позволяют актерам создавать многослойные и разносторонние образы. Я обожаю, когда зритель не до конца уверен, кем является или не является определенный герой. Вообще, сыграть такого персонажа, который предоставит большую возможность для экспериментов и разных интерпретаций тех или иных особенностей характера, – большой подарок для актера. Думаю, люди увидят множество разных граней и личин отца Тэдэски.
– Если честно, его становление – это одна из основных причин, по которым я решил принять участие в проекте. Я не хотел, чтобы герой был плоским. В ходе сюжета и развития событий картины он проходит через большие изменения. Если сначала мы видим отца Тэдэски в одной точке, то к финалу фильма он оказывается на совершенно противоположной стороне самого себя, своего мира, своего разума и поведения.
– Да, ведь это самая интересная особенность отца Тэдэски. С виду он кажется весьма приятным человеком, и, честно говоря, я думаю, что его обаяние и шарм – это не фасад. Он – человек с четкой целью, но стечение обстоятельств пробуждает новые краски его личности и меняет его поведение. Причем сам он в определенный момент теряет контроль над ситуацией, она становится полностью неподвластна ему. Мне было неимоверно интересно показывать эти противоречивые контрасты в одном человеке.
«Словно из тебя бьет фонтан!»
– Сидни просто нечто, она великолепна! Работать с ней очень комфортно, а еще смешно и весело. Между дублями мы постоянно шутили, но, как только слышали «Мотор!», тут же погружались в сцену.
Но еще забавнее то, что этим ее перевоплощения и трансформации не ограничиваются. В один момент она актриса, которая отыгрывает сцены и смеется с тобой, но затем к ней подходят и просят принять те или иные решения как продюсера, и она полностью меняется, становясь серьезной и абсолютно сосредоточенной. «Это нравится, это не нравится», – она делает свой выбор, человек уходит, и она снова смеется. А я стою и удивляюсь: «Как так?» Она потрясающая. Сидни щедрый партнер по сцене и просто идеальная актриса.
– На них все и держится. Для меня это не просто фильм ужасов. Разумеется, люди получат дозу развлечения, которую ожидают от этого жанра, – они испытают напряжение, разные эмоции и, конечно же, страх. Все компоненты хоррора здесь есть, но также картина говорит на серьезные и важные темы, что лично меня очень заинтриговало. Например, о контроле в отношениях. Что сделать, чтобы не дать другим решать твою судьбу.
– До фильма мы не виделись – познакомились во время звонка по Zoom, когда я был в Мадриде. Он попросил меня приехать, а я в ответ: «А? Что? Кто вы?» Но затем мы поговорили, и я был просто поражен им. Он гений, искренне любит свою профессию и уважительно относится ко всем членам своей команды. На съемках он никогда не отказывался от возможности выслушать чужие мнения. Например, в плане подхода, видения тех или иных сцен. Майкл интересовался всеми идеями по выстраиванию наших экранных образов, мыслями об энергетике внутри сцен – он во всем нас поддерживал. С ним очень просто и комфортно работать.
– Знаете чувство, когда тебе хочется встать и крикнуть: «Да!» Понимаете, о чем я? Словно из тебя бьет фонтан! Именно это я ощутил, дочитав сценарий. Помню, я думал: «А дальше что? А дальше?» Но как бы мне ни хотелось узнать, я сказал: «Нет. Этого достаточно. Все, что было дальше, ты должен додумать самостоятельно».
– У моего героя есть одна особенность. Если подумать, когда отец Тэдэски что-то говорит, в одной фразе почти всегда есть два смысла. Произнося свои реплики, я постоянно мог вкладывать в них две противоположные сути: как хорошую, так и плохую. С актерской точки зрения было здорово находить ту самую тонкую грань, хрупкий баланс, который позволил бы мне передать эти контрасты одновременно. Это сложно, но при этом очень весело.
«Самому мне ужастики не нравятся»
– Зрители должны спрашивать себя: «Почему? Как так?» Внимание аудитории нужно захватить. Если раскрыть все карты фильма с самого начала и говорить с аудиторией в лоб, это будет слишком просто. К счастью, современные зрители очень насмотрены и умны, им нравится сложное кино. Думаю, что наш фильм никого не оставит равнодушным и заставит публику сказать: «Что происходит? Я хочу во всем разобраться, но сам».
– К счастью, у меня чудесные фанаты. Я отношусь к ним с большой любовью, зная всю теплоту их чувств. И я уверен, что от фильма они будут в восторге. Отец Тэдэски не похож на героев, которых я играл раньше, и я знаю, что зрителям дико нравится, когда ты преподносишь им что-то абсолютно новое и свежее. Уверен, что они останутся довольны.
– Самому мне ужастики не нравятся, не люблю их смотреть. Я недавно общался с Франческой, нашим художником по костюмам, и мы с ней обсуждали, как же весело работать над фильмом ужасов. Хотя нам обоим до сих пор в это толком не верится! Но при всем при этом для меня главное то, что наш фильм – это не просто хоррор. На мой взгляд, он идеально впишется в мир ужастиков, но в то же время у зрителя будет возможность найти в нем великое множество других аспектов, которые позволят им вырваться за рамки достаточно ограниченного и узкого мира одного жанра. По-моему, это делает фильм куда интереснее.
– Да, визуальная сторона поражает – наша оператор Элиша Кристиан постаралась на славу. Фильм так красиво снят, что зрители буквально перенесутся в Италию. Причем не искусственную Италию, а настоящую. Декорации, созданные художниками-постановщиками, тоже впечатляют.
– Да, и я постараюсь объяснить почему. Лично мне фильмы ужасов обычно не по душе, потому что определенные типы страшных моментов для меня неоправданны. Это выглядит, как будто авторы говорят: «Смотрите, мы можем вас напугать». Но все, что происходит здесь, в нашей картине, не просто пугает, но и пугает оправданно, что, на мой взгляд, еще более завораживающе.