Ахмед аль-Махризи: Мы надеемся, что прирост туристов в Оман будет 10% в год

Министр туризма Омана рассказывает, как отмена въездных виз повлияла на турпоток и чем Оман надеется привлечь россиян
Ахмед аль-Махризи, министр туризма Султаната Оман
Ахмед аль-Махризи, министр туризма Султаната Оман / Максим Стулов / Ведомости

Современная история Султаната Оман началась 23 июля 1970 г., когда султан Саид бен Таймур был вынужден отречься от власти в пользу своего сына, 29-летнего Кабуса. Молодому самодержцу в наследство досталась бедная и раздираемая противоречиями страна, в которой было всего три государственные школы (только для мальчиков) и лишь одна больница на 12 коек, рассказывает Анна Бужи в книге This is Oman. Султан, закончивший британскую военную академию Sundhurst и после этого служивший в британском пехотном батальоне в Германии, решил модернизировать страну.

Нефтяные сверхдоходы, вскоре обрушившиеся на страны Персидского залива, и Оман в частности, пришлись очень кстати и позволили с успехом осуществить задуманное: спустя 40 лет после прихода к власти султана Кабуса в стране работало больше 1000 бесплатных школ для мальчиков и девочек, в которых училось больше 500 000 детей плюс появилось 350 частных школ, где училось еще 100 000 детей; в Университете имени султана Кабуса, открывшемся в 1986 г., обучалось 15 200 студентов, указывает Бужи. К 2010 г. в стране появилось 60 госпиталей и 242 медицинских центра на 5600 коек, а 10 км дорог с твердым покрытием, существовавших в султанате в 1970 г., превратились в 126 000 км.

Оманцы поверили, что султан Кабус ведет их в светлое будущее, и отреагировали резким ростом рождаемости: в 2010 г. в стране насчитывалось 2 млн местных жителей и 800 000 экспатов, в 2017 г. – уже 2,5 млн местных и 2,1 млн иммигрантов. По данным CIA Factbook, в 2017 г. 48% населения страны было моложе 25 лет.

Султан Кабус решил дать своим молодым подданным новые знания и профессии, востребованные в глобальном мире. Одним из приоритетов султана стал туризм – ведь страна, находящаяся на берегу Индийского океана, может похвастаться гораздо более разнообразным ландшафтом и более мягким климатом, чем другие арабские страны Персидского залива. Плюс Оман имеет действительно многовековую историю благодаря тому, что находится на пересечении торговых путей из Европы и Африки в Азию и обратно.

Но создание современной туристической инфраструктуры в Омане оказалось делом небыстрым. С конца 80-х гг. XX в. в султанате стали открываться отели международных сетей, а бурное развитие внутреннего и международного туризма началось уже в XXI в. В 2003 г. по указу султана в стране появилось отдельное министерство туризма, в 2018 г. был образован холдинг Oman Aviation Group, объединивший авиакомпанию Oman Air, новый международный аэропорт Маската, открывшийся в том же 2018 году, и международный аэропорт курорта Салала. Одновременно Оман радикально упростил визовый режим для граждан 80 государств, в том числе для России, – теперь визу можно оформить заранее онлайн или получить в аэропорту по прилету. В этом году Оман рассчитывает принять 15 000 туристов из России – и это только начало, рассказал «Ведомостям» министр туризма султаната Ахмед аль-Махризи.

– В августе 2017 г. Оман отменил визовый режим для граждан 80 стран. Как я понимаю, это решение принимал сам султан. Насколько сложно было объяснить правительству и убедить его величество, что Оману нужно упростить визовый процесс?

– Мы потратили около пяти лет, разрабатывая совершенно новую систему обеспечения полной безопасности в нашей стране. Султан приказал «сделать Оман открытым миру», и отмена визового режима для 80 стран – первый шаг на этом пути. Дальше мы планируем упростить визовую систему для других государств. Мы изначально понимали, что, приняв решение открыть границы, мы рискуем потерять безопасность, именно поэтому мы укрепляем эту сферу всеми возможными способами.

– Правильно ли я понимаю, что султан приказал открыть границы, а затем разные министерства и ведомства Омана сообща работали над системой безопасности, над электронными визами и проч.? Или же между разными ведомствами султаната были противоречия: например, министерство туризма выступало за отмену виз, а министерство внутренних дел – против, потому что полиция опасалась, что в Оман приедут преступники?

– Когда в 2003 г. султан распорядился создать министерство туризма в стране, это уже означало открытие границ. Но мы не сделали этого сразу, потому что сначала хотели убедиться в эффективности нашей новой системы [выдачи электронных виз и безопасности]. Например, для дипломатических работников из России у нас безвизовый режим, но такие условия у нас далеко не со всеми странами. Сейчас мы ведем переговоры с Европейским союзом насчет отмены визового режима с обеих сторон. В России мы тоже планируем выйти на такой уровень, но пока для оманцев въезд в Россию требует значительных усилий.

– То есть граждане Омана не могут приехать в Россию без визы?

– Не могут, им нужна виза. Но мы понимаем Россию: страна беспокоится о своей безопасности и мы уважаем такое решение.

– В первой половине 2019 г. число туристов из России в Омане увеличилось почти в 4 раза – вашу страну посетил 9651 турист. Сколько планируете принять до конца года?

– Успех в этом году случился благодаря упрощению визовой системы (теперь визу можно получить по прилете) и появлению прямых рейсов в Оман. Наша целевая аудитория – люди среднего и высокого достатка, которым не хочется терять драгоценное время на пересадки. До конца года ожидаем 15 000 туристов.

– Какие вы ставите себе цели по числу туристов из России на среднесрочную перспективу?

– Сейчас в Оман можно долететь только из Москвы, и для нас важно расширять направления и задействовать другие большие российские города. Россия – крупное государство, и мы выделяем его как наиболее перспективное для развития туризма. Из Москвы мы уезжаем для проведения переговоров в Петербург и надеемся прийти к договоренности по открытию представительства там. Собственно говоря, наш офис в Москве – это тоже шаг навстречу более высокому уровню сервиса в области туризма Омана.

– Оман – одна из старейших цивилизаций в Персидском заливе. Что сегодня ваша страна может предложить туристам?

– Оман – страна разнообразная. Здесь живы история и уникальные традиции, которые отличают ее от соседних стран. Оманец – человек сердца, открытый и добросердечный, он готов пригласить каждого туриста в свою страну, не только показать ее достопримечательности, но и поделиться мировоззрением, культурными особенностями и традициями своего народа. Такого гостеприимства, как в Омане, вы не встретите ни в одной стране Персидского залива.

Ахмед аль-Махризи

министр туризма Султаната Оман
Родился в вилайяте Мудхаиби. Окончил Университет им. Мухаммеда V (Рабат, Марокко) по специальности «международные отношения»
1988
начал работать в министерстве иностранных дел Омана. Отвечал за связи с СССР
2000
назначен послом в Алжире. В последующие годы занимал должности посла Султаната Оман в Гане, Габоне, Буркина-Фасо, Нигере, Kазахстане, Киргизии, Франции и Португалии
2012
в ноябре назначен министром туризма
– Согласно Туристической стратегии Омана, к 2040 г. султанат собирается довести число туристов до 11 млн человек по сравнению с нынешним показателем в 3 млн человек в год. Как именно Оман собирается достичь этой цели?

– Во-первых, хотел бы отметить, что для нас важнее всего качество, количество приезжих все же второстепенно. Нам важно, чтобы у туристов было желание остаться на длительный срок, а не на несколько дней. Тем не менее мы надеемся, что прирост туристов в Оман будет составлять 10% в год, не меньше. Также не стоит забывать, что внутренний туризм в Омане составляет 5 млн человек, которые тоже входят в заветную цифру 11 млн.

– Самый масштабный проект в туристической инфраструктуре Омана – развитие курортного кластера в городе Салала, совокупные инвестиции в который оцениваются в $5 млрд. Как идет процесс создания кластера?

– Мы изучаем все города султаната и организуем общий мастер-план по султанату и по каждому городу и провинции отдельно. Среди приоритетных провинций – Эд-Дахилия, Южная Эш-Шаркия, Мусандам, Дофар (Салала – административный центр провинции Дофар. – «Ведомости»).

Раньше Салала была не очень популярным направлением. Туда приезжали в основном туристы из соседних стран Персидского залива на сезон дождей, т. е. летом. Гости из Европы и России предпочитали соседние города провинции Дофар, а именно прибрежный город Така с восхитительной природой, куда легко можно добраться чартерными рейсами. Показательно, что путешественники из Скандинавских стран и Италии также предпочитали это направление. Теперь инфраструктура каждого туристического региона будет развиваться, в одной только Салале появится 25 набережных.

Несколько слов о провинции Эд-Дахилия. Там находится самая высокая точка гор Аль-Хаджар (более 3000 м), а также древние крепости, достопримечательности и традиционные рынки. Здесь нет морского побережья, так что это направление больше подойдет для любителей исторических памятников и музеев. На северном побережье Омана расположена провинция Мусандам – настоящий рай для дайверов с потрясающим подводным ландшафтом.

Наша первостепенная задача – фокус на особенностях природы и обычаев каждой провинции нашей страны и их развитие исходя из этих особенностей. Хотелось бы сделать так, чтобы турист, приезжая в определенный город Омана, мог найти там все для первоклассного отдыха. Наша цель – предоставление комплексного сервиса, для того чтобы нашим гостям хотелось побыть в Омане подольше.

– Как министерство туризма сотрудничает с Oman Aviation Group для развития туризма?

– У нас очень тесное сотрудничество. Мы планируем открыть центральный офис для координации деятельности всех представительств вне Омана. Таким образом, мы будем еще больше взаимодействовать для продвижения Омана как привлекательного места отдыха.

Главная стратегия Oman Air – повышение уровня комфорта. Все силы брошены на то, чтобы туристы чувствовали гостеприимство Омана уже на борту самолета. Мы убеждены, что в итоге это положительным образом отразится на экономике нашей страны.

– Важное событие прошлого года – это открытие нового аэропорта в Маскате. Почувствовали ли вы уже, что новый аэропорт привлекает дополнительных туристов?

– Да, это произошло почти сразу. Дело в том, что в старом аэропорту элементарно не было места для приема самолетов новых авиалиний, которые хотели открыть Оман как новое направление. Сейчас, благодаря тому что был построен новый просторный аэропорт, ситуация изменилась в лучшую сторону.

– Катар потерял много туристов из сопредельных стран из-за транспортной блокады, объявленной государствами Персидского залива. Почувствовал ли Оман рост потока туристов из Саудовской Аравии и ОАЭ?

– Не сильно. Есть любители Омана из соседних стран, которые из года в год выбирают это направление.

– Кто для вас соседние страны, которые также пытаются привлекать иностранный туризм, – конкуренты или союзники, с которыми вы можете совместно развивать Персидский залив как единое направление?

– У нас есть общая виза с Дубаем и Катаром. Многие туристы приезжают на несколько дней на шопинг в Дубай, а затем отправляются в Оман отдыхать.

– Насколько большой у вас бюджет на маркетинг страны как туристического направления и увеличивается ли этот бюджет по мере того, как вы открываете новые офисы в разных странах?

– Наш маркетинговый бюджет – 6 млн оманских риалов ($15,6 млн).

– Это стабильный бюджет или он растет?

Родина Синдбада-морехода

Оманцы уверены, что знаменитый Синдбад-мореход из арабских сказок был их соотечественником: страна, находившаяся на перекрестке торговых путей из Африки в Индию и Китай, издревле торговала с обоими континентами, маршрут из Омана в Китай составляет 9600 км – тысячу лет назад это был самый длинный морской торговый путь в мире. Чтобы доказать историческую состоятельность Омана как морской державы, в стране в 1980 г. была построена реплика парусника раннеисламского периода, который получил название Sohar – по имени главного порта страны того периода. В 1980–1981 гг. Sohar успешно преодолел 9600 км из Омана в Китай. После того перехода парусник был установлен на въезде в королевский Al Bustan Palace, превращенный в отель.

– Это зависит от того, какие цели перед нами стоят. Например, с 2013 по 2015 г. шло активное расширение туристических представительств и мы тратили больше, а потом средств уходило ровно столько же, сколько и было запланировано в бюджете. Дай бог, мы потратим больше 6 млн риалов на привлечение туристов в следующем году.

– Нужно ли Оману больше отелей в разных сегментах – среднего, высокого и более низкого класса?

– Мы концентрируемся на 3-, 4- и 5-звездочных отелях, но это не значит, что у нас нет более экономных вариантов. Тем не менее мы рассчитываем на туристов среднего и высокого класса, поэтому развиваем этот сектор. Каждый год количество гостиничных номеров увеличивается на 3000, и такой рост ожидается стабильно с 2020 по 2028 г.

– Какие вы видите перспективы Омана как места проведения конференций и выставок международного масштаба?

– Это отдельный сектор, развитию которого мы уделяем пристальное внимание. Нас интересует не только привлечение туристов, но и прирост иностранной рабочей силы, а именно ученых, квалифицированных специалистов, инженеров и т. д. В ноябре мы открыли конференц-центр, залы которого совокупно вмещают около 3000 человек. У нас также есть выставочный центр, в котором мы уже провели много масштабных переговоров, и, конечно, отели располагают вместительными конференц-залами, где также проводятся разные мероприятия. Но мы продолжаем работать для улучшения качества и увеличения количества таких мест.

– Какое влияние оказало открытие Королевского оперного театра и Национального музея в Маскате на поток туристов и на имидж всей страны?

– Если говорить о музее, то он, безусловно, сыграл большую роль для привлечения туристов. Раньше у нас не было такого музея, в котором была бы собрана вся история нашего государства в ярких иллюстрациях и анимации. Это интерактивный музей, где высокие технологии переплетаются с древностью. Хотелось бы подчеркнуть, что в следующем году в Эд-Дахилии ожидается открытие нового музея «Оман через времена». Это будет самый крупный музей, настоящий сюрприз для приезжих, про который еще никто не знает. Даже ни одной фотографии в интернете еще нет.

– А что касается Оперы?

– Опера – это новый проект, инициированный самим султаном, который известен своей любовью к классической музыке и театру. Своей инициативой он хотел показать, что в Омане происходит активная творческая жизнь. Наш оперный сезон начинается в сентябре и длится три месяца, и именно в это время приезжают туристы со всего света. Еще одна наша цель – сделать популярными артистов оманской оперы, чтобы они вышли на мировой уровень известности.

– С 2010 г. в султанате проходит профессиональная шоссейная велогонка Tour of Oman. Насколько вы удовлетворены вкладом этой гонки в развитие Омана как туристического направления, в повышение привлекательности вашей страны для туристов?

– Велогонка – один из инструментов привлечения новых людей в нашу страну, и с каждым годом все больше болельщиков интересуется этим мероприятием и приезжает к нам. Сейчас мы планируем организовать прямую телетрансляцию с Tour of Oman – по образцу Tour de France и других знаменитых велогонок.

– Какие еще мероприятия проходят в Омане, о которых, как вам кажется, стоит узнать россиянам?

– На самом деле в каждом крупном городе (Така, Мирбат, Салала) проводятся разнообразные фестивали, и народные не менее интересны, чем те, которые организованы правительством. Например, какая верблюдица дает больше молока, фестиваль фиников, морские фестивали. Все это прекрасные способы познать Оман изнутри. У нас есть специальный сайт, на котором вывешен календарь событий. Турист может в любой момент зайти туда и выбрать для себя мероприятие по вкусу.

– И последний вопрос, господин министр. Вы во многих странах работали послом. Какая из стран удивила и впечатлила вас больше всего?

– В России я не был послом, но отвечал в МИДе Омана за сотрудничество с Советским Союзом. В первый раз я приехал в Москву в 1990 г. – при Горбачеве. Тогда у меня брал интервью журналист из газеты «Правда» – он в 1990 г. верил, что коммунистический режим сохранится. (Смеется.)