Почему парижская акция Павленского – неудача художника
Искусствовед Андрей Ковалев, эксперт по отечественному акционизму, отвечает на вопросы о радикальных художниках и реакции на них обществаАндрей Ковалев – доцент факультета искусств Университета имени М. В. Ломоносова, автор книг по акционизму 90-х гг. – не раз выступал в судах как эксперт в судебных делах по обвинению художников. Естественно было обратиться к нему с просьбой прокомментировать и оценить последнюю акцию Петра Павленского, совершившего поджог отделения Банка Франции и призвавшего к всемирной революции. Еще один повод для разговора о радикальном акционизме – открывающаяся в середине ноября в Лондоне в знаменитой Галерее Саатчи выставка Art Riot: Post-Soviet Actionism. Ее организаторы – коллекционер Игорь Цуканов и галерист Марат Гельман.
– Несомненно, мой. Как оцениваю? Известно, что у Рембрандта есть неудачные картины, а у Тициана случалась просто мазня, но они великие художники. Так же и акция может быть хорошей и неудачной, от группы «Война» осталась всего одна акция. Как вы пишете ее название, дорогая редакция?
– Хорошо. Так что не всякая акция удается, и у Павленского есть проходные работы.
– Конечно, горящие двери ФСБ на Лубянке. Она лучшая и по картинке, и по таймингу – по всему.
– Представьте, сколько времени у него было, чтобы поджечь. Тут и быстрота исполнения, и отличная постановка. Поскольку акционисты манипулируют масс-медиа, это часть их художественной стратегии, то там картинка сразу запала на обложку.
– Но в Париже Акелла промахнулся. Потому что двери Лубянки – это знак, символ, а одно из отделений Банка Франции – нет.
– Безусловно, но ни один боец с мировой закулисой не знает, где ее штаб-квартира, а где находится КГБ, все знают. Может быть, в здании на Лубянке уже ничего и нет, но символ остался. Так что символа власти мирового капитала Павленский не нашел.
– Но он не знает французского и судебной системы страны, он поторопился, переоценил свои силы. Заметьте, резонанс от его акции есть только у нас. Во Франции объявление появилось в фейсбуке у тех, кого он пригласил к банку. Его арест там не вызвал медийного шума.
Московские и петербургские
Если в 90-е гг. говорили о московском акционизме и критики считали его самым ярким явлением в российском искусстве конца ХХ в., то в последнее десятилетие центром акционизма стал Санкт-Петербург. Родина группы «Война» и Петра Павленского.
– Осмоловскому с его кампанией повезло, они сделали акцию за три месяца до того, как распался Советский Союз, милиция и следователи тогда стали притормаживать. А «Э.Т.И», видимо, почувствовали. В 89-м они молчали, а в 91-м – смогли. Художник чувствует контекст.
– Но это был очень важный момент, потому что Тер-Оганьян и Олег Мавроматти (в 2000 г. на акции «Не верь глазам» публично был прибит гвоздями к кресту. – «Ведомости») открыли глаза на существование террористических организаций, которые скрываются под маской профессиональных верующих. Это агрессивные, хорошо слаженные группировки, которые потом постоянно выступали по разным поводам и под разными названиями. А суд и прокуратура принимали их заявления как юридическую данность. И когда по поводу фильма Алексея Учителя сейчас общественность негодует, то никто не вспоминает, с кого это началось, – с Авдея Тер-Оганьяна. Тогда на основе заявления группы клерикалов дело было принято к судопроизводству. И все отмахивались – зачем же он иконы рубил, тоже мне авангардист! Но сейчас совсем попсовый фильм – тоже разжигает. Ровно по той схеме: придут за велосипедистами. А в 90-е эти люди не вылазили, и никого из акционистов до Тер-Оганьяна в самом деле не обидели, был какой-то консенсус – арестовали и отпустили. Помню, мы все время сидели около разных отделений милиции, дожидаясь художника.
– Это проблема общества. Вот кто-то не принимает «Черный квадрат» Малевича. Но он висит в музее. В действительности это проблема общественной агрессивности. «Это что у вас за черный квадрат нарисован? Мы-то знаем, что такое искусство, что и как надо рисовать». Такие именно формулировки.
– Очевидно. Так получается, что нам все время приходится оправдываться, я отказываюсь находиться все время в оправдательной позиции – нет, это искусство!
– Штука в том, что там весь радикальный акционизм ушел в политический протест. Стратегии, наработанные художниками, приняли теперь радикальные политические группировки – маски всякие, «оккупаи» (Occupy Wall Street – акция гражданского протеста, начатая 17 сентября 2011 г. в Нью-Йорке, участники захватили Уолл-стрит, протестуя против «преступлений финансовой элиты» и призывая к структурным изменениям в экономике. – «Ведомости»).
– Дело в том, что для западного общества это оздоровительные процедуры. Когда осуществляется акция против Всемирного банка и машины на ней жгут, то это противовес общему благополучию, чтобы коты жирные не спали. Это элемент внутренней критики, которой у нас в обществе нет. В 90-е гг. художники-безумцы выступали единолично, никаких движений не было, а сейчас есть. И у нас в 90-е был Кулик с «Партией животных», Александр Бренер вызывал на бой Ельцина, но не было же настоящих оппозиционных движений, коммунистическая партия давно интегрирована во власть. И, соответственно, эти революционеры были одинокими героями.
– Братья Саатчи небедные, построили, как известно, Маргарет Тэтчер (участвовали в организации избирательной кампании консервативной партии. – «Ведомости»), сделали из директрисы спецшколы для особо одаренных детей прекрасную картинку. И бабок они вложили в художников немерено. В Дэмиена Хёрста, например, а он потом от них ушел. Он, конечно, искусством приторговывает, но как коллекционер – что-то продает и на эти деньги что-то покупает. Выставка не коммерческий проект.
– Здесь есть проблема. Выставки об акционизме обычно скучны – маленькие картиночки, плохое видео, длинные описания. Сейчас делаются всякие визуализации, но не знаю, что получится у Саатчи. Я сделал каталог – отдельное академическое издание, там ученые статьи с многочисленными примечаниями, часть моей будущей диссертации, текст знатного интеллектуала Бориса Гройса.
– Петя – прекрасный человек, но абсолютно неуправляемый. Предполагается, что пришел Марат Гельман и говорит: а давай-ка, Петя, сделай акцию для пиара? Нет, известно, что Гельману все приписывают, и свинью резал Гельман своими руками (имеется в виду акция Олега Кулика 1992 г. «Пятачок делает подарки». – «Ведомости»), он же организовал выступления Pussy Riot, теперь Павленский на него работает. Но это не так.
– Миф занимательнее реальности.
– Способ уйти от скандала, конечно. Давили на Бажанова и Миндлина (Леонид Бажанов и Михаил Миндлин – в то время руководители Государственного центра современного искусства, организатора премии. – «Ведомости») и додавили. Но здесь важно, что с Pussy Riot началась новая история. Вместо того чтобы требовать суда над людьми, угрожающими участницам группы физической расправой, начались разговоры, зачем они полезли в церковь. А надо было призывать к ответу именно тех, кто угрожает. В том числе и отца Андрея Кураева, который обещал отшлепать их по попе. А либеральная общественность начала обсуждать, разжигали они чувства верующих или нет, не обращая внимания на угрозу прямой физической расправы. Ну а теперь вот «Матильда» и угрозы поджога кинотеатров.
Внесена правка в первый вопрос: исправлено имя Павленского.