«Моя задача – создать правильную среду»
Мастерская Дмитрия Брусникина, которая уже несколько сезонов остается в центре внимания театральной Москвы, станет резидентом театра «Практика»Мастерская Дмитрия Брусникина из того же ряда явлений, какими в свое время стали для театральной Москвы Мастерская Петра Фоменко, Студия театрального искусства Сергея Женовача и Седьмая студия Кирилла Серебренникова. Далеко не каждый театральный курс превращается в труппу, поэтому, когда такое случается, новый коллектив неизбежно оказывается в центре внимания театральной среды. За последние несколько сезонов это произошло с Мастерской Брусникина, основу которой составляют выпускники его курса в Школе-студии МХАТ, выросшие в труппу, готовую практически к любым сценическим экспериментам. А теперь мастерская становится главным резидентом московского театра «Практика». Это значит, что брусникинцы будут постоянными участниками постановок театра, а театр – официальной площадкой для постановок мастерской. «Ведомости» поговорили с Дмитрием Брусникиным о взаимоотношениях с «Практикой» и молодой драматургией, статусе резидента и мечтах о русском Авиньоне.
– Конечно, это шире. Например, под грифом мастерской играют спектакль «Средний возраст» наши с Романом Козаком выпускники прежних курсов. Это и режиссеры Юра Квятковский, Леша Розин и Сережа Щедрин, актриса Яна Гладких. Сейчас силами мастерской и первого курса в Школе-студии МХАТ мы выпускаем спектакль «Транссиб» по результатам поездки во Владивосток и обратно – и это тоже спектакль мастерской. В этом всем есть и взаимозаменяемость, и живая кровь. За счет возникновения студий существовал Художественный театр, так существовала Мастерская Фоменко, когда каждый новый курс пополнял театр не только идеями, но и людьми.
– Основа «Практики» – драматург. Это театр слова, тут слово рождает мысль и образ. Так получилось, что в конце 1-го курса Иван Вырыпаев (худрук «Практики». – «Ведомости») увидел наш экзамен по вербатиму и предложил сделать спектакль для «Практики». Это было революционное предложение, потому что в истории педагогики я не помню случаев, чтобы первокурсники становились полноправными членами репертуарного театра.
– У нас близкая связь с Иваном, он пишет пьесу специально для нас. К июлю она должна быть готова.
– Мне кажется, резиденция – правильная форма. Например, в статусе резидентов мы существуем в Центре им. Мейерхольда. Там мы играем «Конармию», «Сван», «Средний возраст». Мы отвечаем за качество и за то, что делаем.
– Нет. И это было бы принципиальной ошибкой, если бы «Практика» взяла мастерскую в труппу. Тут не было труппы, и это, на мой взгляд, верно. Просто мы будем резидентами и, развивая мастерскую, выпустим ряд спектаклей. Хотелось бы продолжать линию работы с современной драматургией, заложенную Эдуардом Бояковым (основатель «Практики». – «Ведомости») и продолженную Иваном. С нами сотрудничают драматурги Валерий Печейкин, Михаил Дурненков, Андрей Стадников, Юлия Поспелова, Ирина Васьковская, Любовь Стрижак. Хотелось бы, чтобы «Практика» была площадкой поиска современных драматургов – не на уровне читок, а на уровне столкновения зрителя со спектаклем. Мы продолжаем сотрудничество с Максимом Диденко, есть план на постановку «Чапаева и Пустоты». Есть затея создания ряда моноспектаклей в разных пространствах. Мы ведем переговоры с молодой современной режиссурой – с Семеном Александровским, Дмитрием Волкостреловым, Филиппом Григорьяном, Андреем Стадниковым. С нами работают художники Галя Солодовникова, Полина Бахтина, Шифра Каждан, Ксения Перетрухина. Они не просто художники-оформители, они философы театра.
– Не нового театра – нового театрального пространства. Недавно я вернулся из Суздаля, там в Улово Андрей Попов делает фестиваль, куда съезжаются молодые художники, композиторы, музыканты, актеры, за 10 дней придумывают перформансы. И есть мечта сделать из этого фестиваль, равный Авиньону. Ну грех же не использовать возможность, предоставленную историей, Богом, местом вроде Суздаля. Но надо поднять себя на эти подвиги. Моя задача – создать правильную среду. В мастерской нам это в какой-то степени удается, потому что здесь происходит диалог, тут нет диктата. Талантливые актеры пробуют себя в режиссуре. Нужно просто предоставить эту возможность, включить их смелость, но надо включить еще смелость собственную. И ответственность.