Вадим Захаров открыл в «Гараже» выставку своего архива
И объяснил, почему решил им больше не заниматьсяНовая выставка «Гаража» – «Постскриптум после RIP. Видеодокументация выставок современных московских художников (1989–2014)» – представляет собой ряд прямоугольных тумб с экранами-иллюминаторами, в которые можно увидеть съемки, сделанные Вадимом Захаровым на протяжении четверти века.
Перед тумбами вывешен текст, в котором художник с энтузиазмом сбежавшего с уроков отличника объявляет, что выходит из роли архивариуса. Он взял ее вместе с другими ролями (издателя, куратора, критика, коллекционера) добровольно, и она удерживала его в том числе и от «депрессивных моментов жизни». Но теперь, в 55 преклонных лет, он решил остаться только художником, отказавшимся от всех теорий, «загоняющих его в какие-либо рамки».
– Здесь, на выставке, представлена позиция художника, который четверть века пытался описать территорию вокруг себя. Собственно, это некий итог художника и архивариуса, который закончил собирать архив.
– Здесь целый комплекс причин. Время сейчас другое, и есть ощущение, что я выполнил миссию, которую сам себе назначил. Как художнику она мне тяжела. Чтобы подготовить архив для «Гаража», я два месяца сидел по 10–12 часов. Только и занимался, что монтажом. Должен был сам это делать, потому что молодые ребята, которые могли бы мне помочь, мало кого знают из тех, что там сняты. А для меня важны не только выставки, но и люди. Иногда я снимал людей больше, чем работы. В любом случае роль художника-архивариуса важна для меня, потому что художник сегодня, впрочем, как и вчера, должен смотреть на мир шире, чем просто как художник.
Зрелище архива
Просмотр архива – занятие специфическое. Поколению Захарова интересно узнавать людей, вспоминать места и обстоятельства. Для молодых выставка выглядит исторической (много известных художников) и экзотической (много неизвестных художников).
– Смотрите, период с 1989 по 2014 г. – это первые годы русского искусства на Западе, первые групповые, самые интересные выставки, которые я отслеживал. Ну и во многих участвовал. Для нас все было ново и интересно. Я таким образом, документируя, описывал свое время. У меня есть талант описывать свое время. А теперь пришла пора это закончить.
– Потому что эта деятельность не дает мне ничего творческого. В тексте к выставке как раз написано, что я хочу скинуть защитный экран. Я всегда прикрывался: вот я художник и меня можно выкинуть из истории, а вот как архивариуса выкинуть не получится. Я ведь не только видео собирал – у меня огромный архив всего. Отказ – жест болезненный, я же не знаю, чем все закончится.
– Я же написал, что ненавижу быть художником: это тупое состояние – сегодня быть художником. Не знаю, получится ли у меня быть художником в классическом понимании, но чувствую, что нужно уйти от дистанции. Ведь, как концептуальный художник, я должен держать дистанцию по отношению ко всему. Может быть, это даже тенденция. Вот и Юра Либерман активно уходит от понятия «московский концептуализм». И занимается живописью.
– Исчерпанность чувствовал давно, но продолжал свою архивную работу. А теперь хочу почувствовать ветер, воздух, сопротивление материала. Тут еще возраст, бронзовение.
– «Гараж» купил часть архива – только видеодокументацию выставок.
– Так ведь нет ничего нового в современном искусстве! Я как художник с удовольствием чувствовал бы сопротивление молодежи, но его нет! Меня никто не толкает в спину: подвинься, это наше время.
– Здесь! Там-то полно! А это классное ощущение, когда тебя толкают в спину. Но вот был я недавно на молодежной выставке – нет там ни грамма энергии.-