Фрипорты: сокровищницы мирового арт-рынка
Где коллекционеры хранят произведения искусстваКогда речь заходит о покупке произведений искусства, с неизбежностью возникает вопрос: а где их хранить? Одно дело, если вы приобретаете арт-объект на территории той же страны, в которой его потом содержите и реализуете. Совсем другое – покупка произведения за рубежом и его транспортировка. Это целая история, отнимающая много нервов, времени и денег: перевозка, страховка, таможенный досмотр, пошлины, налоги. Но есть способ избежать всей этой мороки – freeport.
Удобство фрипортов
Свободные порты, или порто-франко, – это места для хранения разного рода ценностей, которыми пользуются не только частные коллекционеры, но и аукционные дома, государственные и частные музеи, галереи и фонды, инвестирующие в искусство. Картины, драгоценные металлы, ювелирные изделия, антиквариат, винтажные автомобили, коллекционные вина, сигары и другие ценные вещи – во фрипортах хранится всё. По сути, это специализированные склады, пользующиеся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Все, что содержится в зоне такого порта, считается офшорным, официально не находится ни в какой стране и может храниться там сколь угодно долго. И пока какая-то вещь находится на территории фрипорта, налоги на импорт, экспорт и имущество к ней не применяются. Это приводит к тому, что многие произведения искусства хранятся здесь годами и десятилетиями – коллекционеры и дилеры заключают сделки с этими арт-объектами, они меняют фактических владельцев, при этом физически никуда не перемещаются. Игрокам рынка очень удобно совершать сделки, не уплачивая никаких пошлин и налогов и не тратя деньги на транспортировку работ.
Иногда операции, совершаемые внутри таинственных коридоров свободных зон, приводят к настоящим скандалам. В 2016 г. российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев обвинил швейцарского арт-дилера Ива Бувье, которому ранее принадлежала компания Natural Le Coultre, специализирующаяся на транспортировке и хранении арт-объектов, в том, что тот обманул его при продаже произведений искусства на $1 млрд. Судебная тяжба длилась несколько лет, в конце концов суд Монако принял решение закрыть дело против Бувье. Однако для арт-дилера это не прошло бесследно – в 2017 г. ему пришлось продать свою империю фрипортов.
Экономика фрипортов
Такие зоны расположены по всему миру: в Люксембурге, Швейцарии, Сингапуре, Гонконге, США, Монако и других местах. Обычно строят их недалеко от аэропортов, чтобы было удобно доставлять на склад любые вещи. Стоимость произведений, осевших во фрипортах, исчисляется сотнями миллиардов долларов. В одном только женевском фрипорте, по оценке экспертов, сейчас содержится ценностей на $100 млрд – там столько высококлассных предметов искусства, что, даже если часть из них будет разом выставлена на продажу, этого будет достаточно, чтобы обвалить рынок.
Согласно данным ежегодного отчета Art Basel & UBS, более 30% работ, находящихся в крупнейших частных коллекциях, содержатся либо в банковских хранилищах, либо как раз во фрипортах. Услуги фрипортов стоят дорого (среднюю цену назвать трудно – она во многом зависит не только от размеров хранилища, но и от предъявляемых к нему специфических требований), но цена оправданна. Помещения в свободных зонах снабжены специальным оборудованием, позволяющим поддерживать необходимую температуру и влажность для каждого типа хранимых ценностей; особое внимание уделяется и безопасности – биометрические ключи, сотни камер, круглосуточная охрана. Функционирование портов и их система защиты хорошо показаны в новом фильме Кристофера Нолана «Довод». Интересно, кстати, что фрипорт в Осло, который фигурирует в фильме, снимался вовсе не в Осло, а в Эстонском художественном музее Kumu.
Свободные зоны – заметная часть экономики ряда стран. Например, Женева за счет наличия фрипорта ежегодно пополняет бюджет Швейцарии на 10–12 млн франков, Люксембургу фрипорт помог стать одним из главных мировых арт-рынков и служит инструментом привлечения инвестиций. В Великобритании сейчас, после выхода из ЕС, обсуждается организация сразу нескольких новых свободных зон, которые, согласно расчетам, помогут создать 150 000 новых рабочих мест и добавят экономике страны 9 млрд фунтов стерлингов в год.
Клиенты фрипортов
Свободные зоны используются, конечно, не только для хранения ценностей. Их клиенты любят устраивать там презентации арт-объектов для своих близких, друзей и коллег и приватные выставки для коллекционеров. Некоторые даже проводят винные дегустации. Для этого на территории фрипортов организованы специальные комнаты, оборудованные под такие нужды. Но все же главная функция фрипортов – обеспечивать своим клиентам надежное, удобное и профессиональное хранение произведений искусства.
Коллекционеры тщательно скрывают информацию о том, сколько и какие произведения они держат в свободных зонах, но об отдельных собраниях сведения все же просачиваются. Известно, например, что во фрипорте Женевы хранится более 4500 работ суммарной стоимостью $3 млрд, принадлежащих семье Нахмад – владельцам галерей в Лондоне и Нью-Йорке. Некоторое время назад появились данные и о коллекции Вильденштейнов, держащих галереи в крупнейших мировых столицах: после смерти отца семейства налоговым органам стало известно о хранившихся все в том же свободном порте Женевы 19 картинах французского художника Пьера Боннара стоимостью $80 млн.
Причины хранить купленные произведения искусства «вдали от дома» могут быть разными. Это не только стремление законно избежать уплаты налогов, но и банальная нехватка места (такое случается даже с обладателями роскошных особняков) или просто желание избежать публичности – далеко не каждый коллекционер хочет хвастать своей коллекцией. Кто-то готов представлять работы на выставки, другим достаточно просто факта обладания ими, третьи и вовсе приобретают искусство с одной-единственной целью – перепродать. И каждому из них вполне комфортно иметь дело с фрипортами.