«Зеркало»-2022: Тарковский как культурный мост
Фестиваль имени великого режиссера остался международнымВ культурном отношении 2022 год идет под знаком Андрея Тарковского, которому могло исполниться 90 лет. Логично, что кульминацией торжеств должен был стать кинофестиваль «Зеркало» его имени, который уже в 16-й раз принимает Ивановская область – малая родина режиссера. Смотр ранее посещали фестивальные звезды первой величины – например, каннские лауреаты Нури Бильге Джейлан («Зимняя спячка») и Карлос Рейгадас («Наше время»). В связи с датой можно было ожидать представительного списка гостей и соответствующей моменту программы. Но масштаб празднования явно скорректировала внешнеполитическая ситуация.
Тем не менее «Зеркало» открывается 22 июля, и по-своему символично, что первый международный фестиваль в новой политической и культурной реальности проходит именно под эгидой Тарковского. Самый универсальный российский режиссер продолжает нас связывать с миром.
Много друзей Тарковского
Несмотря на все трудности, организаторам удалось сохранить лицо. Как и раньше, программа международная (семь фильмов, 10 стран), жюри интернациональное. Выручили старые друзья – и не только фестиваля, но и самого Тарковского. Возглавил жюри выдающийся советский и узбекский режиссер Али Хамраев (самый известный его фильм – истерн «Седьмая пуля» по сценарию Фридриха Горенштейна и Андрея Кончаловского). Он не только однокурсник Тарковского во ВГИКе, но и близкий товарищ – именно по его совету «Сталкера» едва не сняли в Таджикистане, но из-за землетрясения пришлось искать другую локацию. В этом году у Хамраева тоже юбилей – ему 85. Недавно в Москве – в «Иллюзионе» и Инженерном корпусе Третьяковки – прошла его полная ретроспектива.
12 городов
от Петербурга и Москвы до Тюмени и Челябинска охватит программа Zerkalo Special
Компанию живому классику составили два победителя «Зеркала» прошлых лет – китаец Чжэнь Мяоянь (победил в 2015-м с «Райским уголком») и индиец Арун Картик (его драма «Назир» взяла гран-при в 2020-м). Четвертый «судья» – Полина Лиске, актриса, театральный художник, а некогда даже художник-мультипликатор «Союзмультфильма». Она из местных – уроженка того самого Палеха Ивановской области, старинного центра лаковой миниатюры. Окончила здесь художественное училище, потом отправилась в Москву, училась у Дмитрия Крымова, Ивана Вырыпаева, Юрия Арабова, а теперь вернулась в родной поселок, где создает собственный театральный и культурный центр. В прошлом году она участвовала в программе «Зеркала» с дебютной короткометражкой Blink.
По традиции зрители могут бесплатно посмотреть самые показательные фильмы членов жюри и обсудить их с создателями. Хамраев покажет свою документальную работу «Я тебя не забыл» про своего отца, актера Эргаша Хамраева, погибшего в годы Великой Отечественной. Картик привезет триумфального «Назира». Мяоянь предпочел последнюю на сегодня картину «Тихая мгла». Лиске представит драму «Спасение» Вырыпаева, за роль в которой она получила приз «Кинотавра».
Посылка из Берлина
Как и у многих киносмотров этого года, у «Зеркала» обновилась команда. Много лет международный конкурс отбирал Андрей Плахов, почетный президент ФИПРЕССИ и экс-глава отборочной комиссии Московского фестиваля. В этом году за программу отвечают директор «Зеркала» Константин Нафиков, киновед, бывший куратор и арт-директор кинотеатра «Иллюзион» Александра Лаврова, а также программный директор мультфестиваля «Бессонница» Павел Шведов (курирует анимационную часть) и киновед Андрей Апостолов (мемориальная секция «Планета Тарковского»), который этим летом нарасхват – он также возглавил «Горький fest» в Нижнем Новгороде.
О качестве конкурса судить жюри, но минимальный художественный ценз точно соблюден. Традиционно в программу отбираются работы если не развивающие мотивы и киноязык Тарковского, то унаследовавшие его творческую бескомпромиссность.
Почти половину конкурса «предоставил» последний Берлинский кинофестиваль, прошедший в феврале. Самый титулованный фильм «Зеркала» – «Счастье» казахского режиссера Аскара Узабаева, драма о бытовом насилии на примере одной отдельно взятой семьи (российский сопродюсер – Анна Качко). Несмотря на жесткую тематику и сцены насилия, картина получила главный приз самой демократичной берлинской программы «Панорама» – победитель в ней определяется голосованием зрителей.
Из той же «Панорамы» приехала в Иваново и черная комедия «Герои рабочего класса» сербского режиссера Милоша Пушича. Оригинальное название (Working class heroes) отсылает к песне Джона Леннона, но играет в картине «Интернационал». Под пролетарский гимн рабочие-недотепы пытаются имитировать стройку по евростандартам в унылой «заброшке». Главную роль, пиарщика коррумпированного застройщика, играет Ясна Джуричич, получившая международную известность после боснийской драмы «Куда ты идешь, Аида?», номинированной в прошлом году на «Оскара» за лучший иностранный фильм.
Наконец, «Город и город» греческого тандема Христоса Пассалиса и Силласа Цумеркаса – киноальманах в шести главах об истории еврейской общины города Салоники – побывал в молодой берлинской секции Encounters для фильмов с новаторским сторителлингом. Картина была снята специально по заказу фестиваля в Салониках и местного музея. Для Пассалиса (прославился ролью сына в «Клыке» Йоргоса Лантимоса) это режиссерский дебют. В том же «Клыке» появилась и Ангелики Папулия, одна из любимых актрис Лантимоса, и она же исполняет ведущую партию в драме «Город и город».
Драмы взросления
Еврейскую тему подхватывает и развивает самый интернациональный фильм конкурса – «Призрачно-белый» Марии Игнатенко, копродукция России, Израиля и Германии (премьера состоялась в Роттердаме). Сценарий основан на документальной книге «Свои. Путешествие с врагом» литовской журналистки Руты Ванагайте (при участии «охотника на нацистов» Эфраима Зуроффа), посвященной табуированной теме в истории Литвы – участии местного населения в геноциде евреев в годы немецкой оккупации. Нон-фикшн вызвал скандал на родине автора, и фильм неизбежно повторит эту судьбу, хотя сознательно дистанцируется от публицистических высказываний. Это эстетская, визуально изобретательная одиссея городского дурачка, которого нацисты вербуют в команду карателей.
Тарковского хватит на всех
Наряду с Сергеем Эйзенштейном Андрей Тарковский остается одним из самым влиятельных российских режиссеров. В любви к нему признавались мастера в диапазоне от Кристофера Нолана до Ларса фон Триера. За свою жизнь Тарковский снял всего семь полнометражных фильмов, но все они входят в рейтинги шедевров мирового кино. Например, в недавнем опросе британского журнала Sight & Sound автобиографическая драма «Зеркало» вошла в топ-10.
Влияние Тарковского ощутимо не только в кино. Мотивы «Сталкера» очевидны в одноименной серии игр в жанре survival horror, в шутере Escape from Tarkov и многих других. Русский режиссер является ориентиром для японского геймдизайнера Хидео Кодзимы, автора Metal Gear и Death Stranding, а также для режиссера аниме Маморы Осии, создателя франшизы «Призрак в доспехах». Его игровой фильм «Авалон» визуально прямо наследует стилистике Тарковского.
В двух аниме-сериалах, Moonlight Mile и Blue Dragon: Tenkai no Shichi Ryuu, действуют персонажи – однофамильцы режиссера. А в прошлом году вышел японский мультсериал Otherside Picnic по мотивам повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких, которая, в свою очередь, легла в основу «Сталкера».
И если «Призрачно-белый» рассказывает о вечном ребенке, три оставшихся фильма конкурса органично выстраиваются в стихийную трилогию взросления: детство, отрочество, юность. В нежных «Феях Шанкара» (Индия) Ирфана Маджумдар экранизировала сценарий своей матери, которая, в свою очередь, опиралась на собственные детские впечатления. Шанкар из названия – это старый слуга, который стал первым другом маленькой девочки. «Тембот» Тины Мастафовой (мировая премьера!) рассказывает о бестолковом отроке в реалиях современного Северного Кавказа. Это дебют еще одного выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарии, откуда уже вышли Кантемир Балагов, Кира Коваленко, Владимир Битоков, Александр Золотухин.
Наконец, «Ржавчина» колумбийца Хуана Себастьяна Месы (впервые показанная на фестивале в Сан-Себастьяне) отчасти автобиографический рассказ про молодого парня, который остался на малой родине – на большой горе – ухаживать за кофейной плантацией, пока все друзья разъехались по большим городам. По случаю праздника они вернутся. Среди прочих фермер встретит вновь и свою первую любовь.
Все фильмы конкурсантов могут посмотреть не только жители Иванова, но и москвичи – параллельно с фестивалем пройдет «Эхо Зеркала» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.
Государственный праздник
«Зеркальная» география в этот раз особенно широка. Откроется фестиваль концертом в Юрьевце – городе, где Тарковский провел детство, а теперь здесь расположился его дом-музей и культурный центр. Тексты режиссера под музыку оркестра OpensoundOrchestra будут читать актеры Сергей Шакуров и Евгений Ткачук.
Ключевые площадки расположились, по обыкновению, в областном центре – это, прежде всего, арт-резиденция на ж/д вокзале и музейно-выставочный центр. Основные показы и встречи – от конкурса и спецпремьер до программы актуальной анимации и лекций о творчестве Тарковского – пройдут здесь или неподалеку. В кинотеатрах Кинешмы и Шуи покажут лучшие российские фильмы этого фестивального сезона – от «Межсезонья» до «Продуктов 24» (секцию «Свои» вновь собрала Елена Слатина).
Но целой области фестивалю мало. Программа Zerkalo Special захватит в свою орбиту еще 12 городов – от Петербурга и Москвы до Тюмени и Челябинска. Правда, в большинстве городов покажут только ретроспективы. Это фильмы самого Тарковского (зрители столиц, в частности, смогут посмотреть его «Ностальгию» с Олегом Янковским в формате 4K). А также экранизации братьев Стругацких, внесших свой вклад в «Сталкера» и «Жертвоприношение». Кроме шедевров юбиляра в эту программу вошли картины и других постановщиков – Александра Сокурова («Дни затмения»), Алексея Германа («Трудно быть богом»), Константина Лопушанского («Письма мертвого человека»).
Фактически юбилейные торжества стартовали уже с начала года. Великого режиссера, некогда вынужденного покинуть родину по политическим мотивам, сегодня чествуют при поддержке государства по всей стране – еще в прошлом сентябре заработала рабочая группа по подготовке к празднованию 90-летия со дня рождения Тарковского, которую возглавила министр культуры Ольга Любимова. Перед выпуском в повторный прокат были отреставрированы его фильмы, выставки открыли крупнейшие музеи Москвы (Гослитмузей, РОСИЗО), мероприятия проходят в Рязани и особенно много акций в Ивановской области. Непосредственно в день рождения – 4 апреля – на фасаде Останкинской телебашни транслировалась видеооткрытка-посвящение.
Тем не менее до сих пор не решен вопрос о создании музея Тарковского в Москве – который никак не сдвинется с мертвой точки уже много лет. Зато уже обещано открытие еще одного культурного центра Тарковского в регионе. А именно – в поселке Мясной Рязанской области, где находится дом режиссера. Проект институции должны подготовить к августу 2022 г.