Как найти выгоду в вине

Правила и инструменты винных инвестиций
Depositphotos / PhotoXPress
Depositphotos / PhotoXPress

За пандемией и прочими потрясениями осталось незамеченным примечательное явление: в мире оживился спрос на коллекционные вина. Нет, в московских винотеках очереди за пыльными бутылками, залитыми сургучом, пока, конечно, не выстраиваются. Но тенденция уже просматривается: главный биржевой индекс винных голубых фишек – лондонский Liv-ex – в 2020 г. показал рост. В трудный для экономики год вновь выросла инвестиционная привлекательность вечных человеческих ценностей, в число которых самые великие вина мира вписаны уже давно.

Если конкретнее, то после падения, зафиксированного по итогам 2019 г., Liv-ex поднялся по всем категориям: от консервативных 2% по наиболее общему списку Liv-ex 1000 до оптимистичных 6–7% для Champagne 50 и Italy 100. Объем сделок, совершенных на Liv-ex в прошлом году, увеличился более чем вдвое. От 2021 г. эксперты ждут продолжения роста, поэтому самое время задуматься о винных капиталовложениях.

От этерификации до канализации

Порочную любовь к старым винам люди испытывают не первое тысячелетие. Назвать порочным это вроде бы благородное чувство можно как минимум по трем причинам. Во-первых, потому, что в своем стремлении довести вино до желанной кондиции коллекционер часто жертвует естественной и непосредственной красотой молодости, обращаясь к отложенным на выдержку винам, когда они, увы, уже увядают. Во-вторых, потому, что подобная декадентская страсть стоит дороже. И, наконец, потому, что это все же любовь по расчету. Ошибка в котором чревата уксусным скисанием и всем известными канализационными последствиями. Напротив, правильно проведенная выдержка действительно делает вино лучше и объективно дороже. Поэтому стоит потратить некоторое время, чтобы разобраться, что и как выдержка меняет в вине.

Выдержка в дубовых бочках называется оксидативной и проводится в первую очередь для микроокисления танинов в красном вине (белым винам бочка придает ванильные, ореховые и некоторые другие специфические тоны аромата, а также маслянистость текстуры). Когда молодое вино уже получило необходимую ему дозу кислорода и, говоря словами из учебника, «окислительные процессы перестают благотворно влиять на его качество», оно считается «розливозрелым». После укупорки развитие вина продолжается в бутылке, и связано оно преимущественно с восстановительными процессами. Самая важная из реакций, происходящих в бутилированном вине при минимальном доступе кислорода, – взаимодействие спиртов с кислотами. Она сопровождается образованием сложных эфиров – тех самых компонентов букета, которые определяют достоинство старых вин. Поэтому она и называется этерификацией.

Старение вина – процесс длительный, он может растянуться на десятилетия. И с каждым годом вино неизбежно дорожает, обретая новое качество и вбирая в себя время, которое само по себе стоит немалых денег.

Фьючерсы en primeur

Самый продуманный, проверенный уже более чем трехвековой историей и самый стабильный в мире винный рынок сформировался вокруг лучших вин Бордо, впервые классифицированных еще в 1855 г. Создатели этого рынка, винные негоцианты, нашли инструмент, с помощью которого удалось разделить бремя добавленной стоимости выдержанного вина между продавцом и покупателем. Таким инструментом стали винные фьючерсы – продажа вин на начальном этапе их выдержки: en primeur («ан примёр»).

Фьючерсная кампания начинается в Бордо в первую неделю апреля, когда виноторговцы и независимые эксперты со всего мира съезжаются сюда на дегустацию вин последнего урожая. В этот момент красные вина еще ершисты и неотесанны – они только-только завершили свое яблочно-молочное брожение и полны противоречий несформировавшегося характера. Сгладить их несовершенство должна дальнейшая выдержка – еще около года в бочке, а потом от 6 до 12 месяцев в бутылке. Но натренированное чутье дегустаторов уже позволяет оценить потенциал вина, и по итогам этих самых первых публичных дегустаций производители начинают формировать свои цены. С конца мая винные замки в несколько траншей выставляют партии своих вин на продажу. Негоцианты при посредничестве куртье выкупают это вино и практически сразу же предлагают его своим клиентам – импортерам, рестораторам, кавистам и частным клиентам. Качество урожая, его объем, а также состояние рынка определяют уровень цен.

Вино хорошего урожая имеет больший потенциал, а значит, оно будет еще долго стареть, год от года прибавляя в цене. Угадать вина с наилучшим потенциалом и вложиться в покупку таких вин «ан примёр» – значит обеспечить себе хорошую прибыль, за два первых года – от 30 до 100%. А лучшие, по-настоящему востребованные вина удачных годов урожая продолжают набирать цену не только в первые два года своей жизни, но и ближе к старости, становясь в полной мере коллекционными. Однако можно и просчитаться, не угадав потенциал вина или рыночный тренд.

Из Бордо мода на дегустации вин «ан примёр» распространилась по Франции и всей Европе, а также перекинулась за океан. Своя версия дегустации «ан примёр» существует сегодня в Бургундии, французской Долине Роны, Тоскане, Пьемонте, португальской Долине Дуро. Впрочем, образцы отобранных из бочек вин официально и неофициально присылают в Бордо даже из тех регионов, которые пока не присоединились к мировому движению «ан примёр», – из Испании, Греции, Чили и других стран, где работают французские винные консультанты и негоцианты.

В последнюю пятницу мая 2021 г. беспрецедентная дегустация российских вин en primeur состоится и в Краснодарском крае – в поселке Сенном, где на территории винного дома «Фанагория» соберутся более 20 российских виноделен, впервые решившихся на публичную презентацию своих «примёров». В рамках винного фестиваля, который получил название «Первая проба», пройдет не только экспертная дегустация молодых премиальных вин, но и благотворительный аукцион. Так что ценообразовательные амбиции пионеров российского виноделия можно будет проверить на практике.

Однако на пути движения «ан примёр» в России есть серьезное препятствие. Заключается в том, что частные лица и организации, не имеющие алкогольной лицензии, не смогут вернуть свою инвестицию, даже если это будет очень удачной покупкой. Иными словами, они не смогут продать вино, которое приобрели. Так что выигранный заветный лот из 288 бутылок победителям аукциона придется делить с друзьями или выпить самим.

Проверка на ликвидность

Если гедонистический аспект винного капиталовложения интересует вас не в первую очередь и если входной порог в $100 000 с десятилетним инвестиционным горизонтом не кажется слишком высокой планкой, добро пожаловать в инвестиционный фонд, пай которого обещает доходность в районе 7% в евро. Во всяком случае, такие условия объявляет своим пайщикам российский винный инвестфонд «Винотерра», учрежденный при одноименной российской виноторговой компании.

Фонд приобретает коллекционные вина, рост цен на которые в обозримой перспективе не вызывает у экспертов сомнений, а через какое-то время, «по мере достижения целевого уровня доходности», он «выходит из актива», продавая вино желающим из своей клиентской базы. Схема выглядит довольно консервативно, но если рынок функционирует без потрясений, то и фонд работает без перебоев. В Европе винные инвестфонды стали появляться в конце XX в., на волне стабильно растущих цен на премиальные вина. Россия обратилась к этой практике лишь около 10 лет назад, и до сих пор законодательные ограничения оборота алкогольной продукции не позволяют инвестфондам в полной мере использовать потенциал винного рынка.

Ну а что касается начинающего винного инвестора, которому пока не хочется «играть по-крупному», то его может заинтересовать запущенное в прошлом году мобильное приложение Vindome. С его помощью довольно легко приобрести более скромный винный актив. Минимальная сумма инвестиций через Vindome – всего 150 евро за ящик из шести бутылок. Тем, кто пока не очень хорошо разбирается в системе ценностей современного винного мира, виртуальный винный эксперт приложения предложит помощь при выборе вина.

С помощью приложения можно следить за котировками винного актива, выбирая либо краткосрочный горизонт (1–3 года), либо более длительный период инвестирования (5 лет с возможностью продления). Жаждущим проверить ликвидность своего актива в прямом смысле этого слова компания обещает поставить вина со складов во Франции или Италии с помощью своих логистических партнеров. Ну а при желании избавиться от актива вы также сможете воспользоваться функцией «быстрой продажи». С каждой сделки Vindome получает комиссию 4%. В 2021 г. ожидаемое количество пользователей приложения должно превысить 13 000, суммарный доход прогнозируется на уровне 9,6 млн евро.

Вина и цены околоземных орбит

Лучшие вина приобретают свою коллекционную ценность не только благодаря вкусовым качествам. Самые дорогие и знаменитые вина иногда взлетают в цене совершенно непредсказуемо.

Например, ящик Chateau Mouton Rothschild урожая 2008 г. (не самого выдающегося, по мнению экспертов) в конце 2010 г. подорожал за месяц почти вдвое – с 4,254 до 7,898 фунта стерлингов, после того как был назван автор его этикетки. Впервые в этом качестве выступил китайский художник Су Ли, а так как цифра 8 в Китае считается счастливой, то и спрос на «китайский Мутон» счастливого года у азиатских коллекционеров быстро вырос. Тем, кого во время кампании «примёров» не подвела тогда интуиция, можно было позавидовать.

Наверняка вскоре взлетят цены на и без того дорогущий Chateau Petrus 2000 г. – первое вино, отправленное в научно-исследовательских целях на околоземную орбиту. Одна из 12 бутылок, вернувшихся на Землю после 14 месяцев космической одиссеи, будет выставлена на аукцион Christie’s. Помимо «космического Петрюса» в состав лота войдет еще одна бутылка того же «урожая тысячелетия», но не покидавшая грешной Земли, а также дизайнерская упаковка ручной работы. Ориентировочная цена лота – $1 млн.