Коронавирус вызвал рост потребности людей в домашних животных

Кошки и собаки помогли многим пережить карантины, одиночество и стрессы
И работникам котокафе, и их посетителям необходимо соблюдать строгие правила общения с кошками
И работникам котокафе, и их посетителям необходимо соблюдать строгие правила общения с кошками / ПЕТР КОВАЛЕВ / ТАСС

«Домашние животные играют колоссальную роль, буквально спасая человека во время социальной изоляции», – говорит Питер Причард, генеральный директор британской торговой сети Pets at Home. По данным ежегодного отчета британской Ассоциации производителей кормов для домашних животных (PFMA), опубликованного в марте 2021 г., с начала пандемии кошкой, собакой или другим зверем обзавелись 3,2 млн британцев. Из них 74% утверждают, что во время изоляции появление нового друга стало действенной психологической разгрузкой. Резко возросло и количество обращений в приюты, где содержатся бездомные животные.

Кошка – друг человека

Любопытно при этом, что более востребованными оказались кошки. «Обычно из приютов забирают приблизительно одинаковое число собак и кошек, – рассказывает в интервью Fox17 Кети Биссел, основательница и руководитель Bissell Pet Foundation, организации, оказывающей помощь приютам животных на всей территории США. – Однако во время пандемии кошек из приютов стали брать больше».

Что касается России, то она и до пандемии была «кошачьей» страной. По оценке международной исследовательской компании Dalia Research, еще в 2017 г. наша страна занимала первое место в мире по доле владельцев кошек (59%), значительно опережая идущих следом США (43%) и Аргентину (41%). С тех пор предпочтения наших соотечественников не изменились – они по-прежнему складываются преимущественно в пользу кошек. Как свидетельствуют данные недавнего опроса, проведенного компанией «Сбербанк страхование», кошатников среди владельцев домашних животных 55%, тогда как доля собачников составляет 37%.

32%

владельцев кошек подобрали их на улице

При этом в отличие от собак кошки чаще попадают в российские семьи не из зоомагазинов и питомников, а с улиц и из приютов. По данным того же опроса, 32% владельцев кошек подобрали их на улице, еще 7% взяли животное из приюта. «В начале пандемии, – вспоминает Александра Губанкова, владелица сети котокафе «Котиссимо», – когда в связи с карантином наше кафе закрыли, мы заметили всплеск «усыновлений». Перед самоизоляцией люди стали активно разбирать наших котов. И даже те, кто взял котов только на передержку, в конце концов решили с ними не расставаться и оставить у себя. В октябре 2020 г. мы открыли новое котокафе».

«Временно бездомные»

Котокафе тоже в некотором смысле приют для бездомных кошек. Впрочем, не только. Сюда приходят люди, которые хотят поиграть с животными, а если получится, забрать одного из них домой. «У каждой кошки свой характер, и в этом смысле котокафе имеет большое преимущество перед приютами, так как здесь можно пообщаться с животным, понять, насколько вы подходите друг другу, – рассказывает Губанкова. – Наше котокафе открылось в декабре 2016 г. С тех пор нам удалось пристроить 223 кота и кошки. То есть в среднем – по одному животному в неделю».

Хотя первое в мире котокафе, по неподтвержденным данным, появилось в Австрии еще в 1912 г., таких заведений до сих пор немного. А первым российским заведением такого рода стало петербургское кафе «Республика кошек», открывшееся в 2011 г. В Москве сегодня таких заведений четыре.

И работникам котокафе, и их посетителям необходимо соблюдать строгие правила общения с кошками и их содержания. Прежде чем попасть в такое кафе, животные, которых здесь называют «временно бездомными», проводят несколько недель на карантине. За это время их осматривает ветеринар, им делают прививки, стерилизуют, при необходимости лечат и только после этого «выводят в свет». В кафе они живут – и «встречают гостей». Правила таких встреч тоже вполне формализованы: еще на входе гостей просят не проявлять инициативу и не пытаться взять кошку на руки насильно, а подождать, пока она подойдет первая. Мало того, в котокафе есть специальные помещения, куда доступ гостям закрыт и где животное может почувствовать себя в безопасности, если по какой-то причине ему станет неуютно в процессе общения с человеком.

Если кому-то из посетителей приглянулась кошка и он захочет забрать ее домой, гость оставляет заявку. Затем соискателя просят заполнить подробную анкету, потом с ним созваниваются, а иногда сами привозят животное на дом, чтобы посмотреть, в каких условиях ему предстоит жить. «Кошку в семью мы отдаем бесплатно – и даже с пакетом премиального корма на первое время. Но сам процесс подбора нового владельца достаточно строг. Нам хочется, чтобы те, кто берет себе нашу кошку, понимали, что это будущий член семьи, а не вещь и не игрушка, и отнеслись бы к этому шагу со всей ответственностью, – рассказывает Губанкова. – Впрочем, так обычно и бывает, потому что чаще всего кошек у нас берут люди, которым не хватает теплого общения и нежности. А потом шлют сообщения с благодарностью – спасибо, что украсили нашу жизнь. Получается, что делаем хорошо всем – и кошкам, и людям».