Сила искусства в борьбе с COVID-19
Музеи и галереи, которых не убил коронакризис, стали сильнееДля музеев и галерей по всему миру пандемия COVID-19 стала настоящим тестом на выживание. По данным Международного совета музеев, который провел опрос участников рынка культурных услуг в 160 странах, 80% организаций вследствие пандемии коронакризиса сократят свои программы и выставки, а 10% могут закрыться навсегда.
Ситуация осложняется тем, что из-за всплесков и новых волн заболеваемости открывать культурные пространства во многих городах до сих пор не торопятся. Например, в Лондоне музеи заработают только в мае, спустя пять месяцев после объявления в Великобритании очередного национального карантина. В стране за последний год было сокращено более 4000 музейных сотрудников. Галерея Tate, уже уволившая 295 человек, намерена расстаться еще с 12% своего коллектива, чтобы хоть как-то покрыть убытки в $78 млн.
Не менее драматичная ситуация по другую сторону Атлантики. Исследование, проведенное в октябре 2020 г. компанией Wilkening Consulting, показало, что в среднем музеи США потеряли 35% своего обычного операционного дохода в 2020 г. и ожидают потерять еще 28% в этом году. Ради компенсации потерь они вынуждены принимать самые решительные меры. Например, Metropolitan Museum рассматривает возможность продажи некоторых работ из своей коллекции, чтобы компенсировать дефицит бюджета в $150 млн.
Временным пристанищем для музеев стал онлайн-формат. Так, в период наиболее строгого локдауна посещаемость сайта Лувра возросла на порядок – с 40 000 до 400 000 заходов в день, а юмористическое видео флорентийской галереи Уффици о том, как «Медуза» Караваджо превращает коронавирус в камень и надевает голубую медицинскую маску, собрало в TikTok 122 000 просмотров. Однако эксперты отмечают, что онлайн-форматы все равно не могут заменить посещение музея, к тому же они пока плохо поддаются монетизации. «Реальный поход на выставку сложно чем-то заменить, однако онлайн-экскурсии – отличный способ взаимодействия с аудиторией, которая, например, живет в регионах или за границей. Мы считаем, что это [онлайн-форматы] должно стать не временной мерой, а скорее дополнением к привычной музейной деятельности», – говорит руководитель отдела по связям с общественностью и СМИ Московского музея современного искусства Диана Джангвеладзе. «До тех пор пока технологии не развиты до уровня полной замены пользовательского опыта, переживание от увиденного вживую подлинника картины или скульптуры в музее ничто не заменит», – уверена сооснователь Art Design Human Studio Татьяна Антонова. Впрочем, и она отмечает, что пандемия укрепила тренд на создание гибридных форм экспозиций, сочетающих социальные сети и инструменты виртуальной и дополненной реальности. Кроме того, в результате коронакризиса повысился спрос на дизайнеров, геймеров и консультантов, которые помогли интегрировать виртуальный мир с рынком искусства.
Опыты с новыми технологиями музеи ставят не первый год. В числе самых ярких экспериментальных выставок прошлых лет – инсталляция с элементами VR «Мона Лиза: за стеклом» (Mona Lisa: Beyond the Glass) в Лувре. По заказу музея компания HTC Vive Arts оформила специальную смотровую комнату с 11 гарнитурами Vive Cosmos, где зрители могли поближе познакомиться с самым популярным шедевром Леонардо да Винчи, разглядеть детали картины, недоступные невооруженному глазу, а также увидеть, как бы выглядела Джоконда в движении и в другом окружении.
Другой пример – недавняя выставка швейцарского художника Паскаля Сендера в лондонской галерее Saatchi Yates. Сендер разработал приложение, позволяющее просматривать его работы в формате 3D. «Наводите [на работу] смартфон – и картина приобретает объем и оказывается около вас. То есть вы становитесь частью художественного произведения», – рассказывает коллекционер и филантроп Игорь Цуканов. По его мнению, помимо расширения инструментария художников меняется и дизайн самих выставок: «Современных посетителей привлекает хорошее шоу, с музыкой, светом и уникальными креативными решениями. Соответственно, уделяется особое внимание оформлению музейного пространства, чтобы экспозиция воспринималась не просто как набор работ, а как единый продукт, незабываемый опыт», – говорит Цуканов.
Фокус на технологичность может помочь музеям преодолеть временное табу на иммерсионные выставки и отсутствие у зрителей возможности прикоснуться к арт-объектам. «Мы вынуждены учитывать санитарные ограничения – приходится отказываться от наушников, от раздаточных материалов, которые посетители могут вернуть, предусматривать защитные экраны и обязательное использование перчаток в интерактивных работах», – рассказывает куратор выставочных проектов музея «Гараж» Екатерина Лазарева. В то же время она отмечает, что как раз благодаря пандемии в программе музея появилась выставка «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена». «В сфере искусства уже можно наблюдать интерес к темам, которые связаны со всеми аспектами пережитого личного опыта изоляции и существования в период пандемии», – соглашается Джангвеладзе. Востребованы и выставки, напоминающие людям об обычных вещах, которые стали практически недоступны в разгул вируса. Так, в Лондоне в Музее дизайна прошлым летом с успехом прошла выставка «Электронная музыка: от Kraftwerk до The Chemical Brothers», целью которой было в том числе оживить воспоминания о зажигательных вечеринках и танцполе. «Это самое близкое к походу в ночной клуб или на концерт из того, что у нас было за последние пять месяцев», – признавались посетители на выходе с экспозиции.
Директор Miles McEnery Gallery Анастасия Евтович ожидает, что в ближайшей перспективе для организации выставок будут более широко использоваться открытые площадки, в частности парки скульптур и павильоны за пределами привычных стен музеев. «После того как из-за распространения коронавируса многие люди покинули мегаполисы, некоторые галереи успешно открыли временные филиалы – например, в Палм-Бич и на Лонг-Айленде», – поясняет эксперт. Радикальнее всего поступили музейщики Торонто. Когда весной прошлого года знаменитая иммерсивная выставка Ван Гога оказалась на грани срыва, организаторы разрешили гостям в прямом смысле въехать на экспозицию на машинах. «Посетители получили возможность насладиться шоу со звуковой дорожкой и световыми проекциями на стенах, не выходя из автомобиля. Ощущение уникальное, как будто машина плывет сквозь искусство» – так описал проект сопродюсер выставки Кори Росс.
Цуканов отмечает, что активность музеев и галерей направлена не только и не столько на зрителей, сколько на патронов и меценатов. «Чем сильнее выставка, тем больше шансов у ее организаторов привлечь на новый проект партнеров и спонсоров», – считает коллекционер. «Пандемия – отличная проверка на прочность, креативность и профессионализм специалистов арт-рынка. Нашедший выход сегодня сможет успешно существовать в последующие годы и десятилетия», – уверена Антонова.