Спрос на быстровозводимые дачные дома может удвоиться
Практичность и экологичность загородного жилья теперь в тренде и в РоссииЭпидемия COVID-19 моментально реабилитировала дачи – оказавшись в изоляции, даже самые рьяные адепты городской среды были вынуждены пересмотреть свои взгляды. Правда, в отличие от дачников старой формации новые делают ставку на практичность и экологичность загородного жилья.
Таунхаусы и дуплексы уже не в приоритете. Россияне стали больше ценить преимущества именно загородного дома, со своим участком и возможностью разбить маленький сад или огород. По данным Дом.РФ, объем строительства частных домов в России за 2020 г. вырос в 1,4 раза и уже около 40% россиян сегодня выбирают загородные дома для постоянного проживания. Статистика wordstat.yandex.ru показывает, что в прошлом году количество поисковых запросов на тему «заказать дизайн загородного дома» вырастало в пике – в августе 2020 г. – до 150% по отношению к аналогичному периоду 2019 г.
Рост дачной активности эксперты рынка недвижимости связывают, естественно, с переходом многих людей в период самоизоляции на удаленную работу. «Когда закончится пандемия и сколько еще будет волн, никому неизвестно, поэтому сегодня в техническом задании заказчика на проектирование появился обязательный пункт – сделать дом для длительной изоляции», – отмечают в «Дизайн-бюро № 1». Впрочем, дачные трансформации начались еще до пандемии, считает заместитель гендиректора компании «Kaskad недвижимость» Ольга Магилина: «Они связаны с общей цифровизацией мировой экономики и увеличением числа профессий и людей, которые могут себе позволить значительную часть своего рабочего времени трудиться удаленно. Такие люди начинают ощущать свободу выбора жилья, они больше не привязаны к офису».
Конвейер вместо топора
Коронавирус меняет устойчивые представления россиян о дачах. Модульные каркасные быстровозводимые дома все популярнее и все чаще отвоевывают рынок у традиционных бревенчатых и монументальных кирпичных загородных строений. Именно за такими дачами будущее, не сомневаются эксперты рынка деревянного домостроения, опирающиеся в своих ожиданиях на статистику и постпандемийные запросы потребителей. По данным Минпромторга, сейчас каждый третий дом в Подмосковье строится из дерева. Чаще всего у покупателей востребованы дома площадью от 80 до 120 кв. м по цене от 25 000 до 35 000 руб. за 1 кв. м, добавляют в компании «Идея дом».
Такие дома считаются быстровозводимыми, потому что, во-первых, модули для них изготавливаются на производстве по типовым проектам, во-вторых, эти модули доставляются на участок уже готовыми, в-третьих, они относительно легкие, что не требует устройства капитального фундамента, а значит, экономит время и деньги на установку. «Экономят сейчас все и на всем, – говорит Семен Гоглев, генеральный директор компании «Норвекс НЛК». – А типовые дома от нетиповых отличаются в первую очередь бюджетом. Стандартизация и промышленное производство позволяют оптимизировать процессы и затраты на их строительство».
Значительный рост цен на работы, импортные строительные и отделочные материалы и инженерные системы в связи с падением рубля, остановки фабрик, перебои с логистикой, отток рабочей силы из Москвы – все это подстегивает внимание людей к новым, более дешевым и практичным технологиям и материалам. «При разработке проекта теперь больше внимания уделяется не «украшательству» дома и интерьера, а выбору технологии и планировочным решениям, чтобы максимально оптимизировать стоимость всего дома. На деревянном каркасе люди останавливаются все чаще», – комментирует Сергей Петров, глава «Дизайн-бюро № 1». «Сегодня покупатели, как правило, не готовы долго ждать. Поэтому наибольшим спросом пользуются продукты максимальной строительной готовности, лучше всего – с отделкой. В массовом сегменте идеальный для покупателя период ожидания нового дома теперь не превышает 6–9 месяцев – спустя этот срок человек хочет уже завезти мебель в дом и жить там», – уверяет Магилина, предрекая быстрый рост популярности быстровозводимых домов.
Просто и быстро
С помощью готовых модулей дом можно буквально собирать и перестраивать, как конструктор, – увеличивать общую площадь строения, надстраивать этажи, пристраивать террасы и веранды. Фантазию ограничивают фактические размеры и архитектура готовых блоков. «Планировка пространства в модульном жилье будет зависеть от размера и формы сборочных панелей, а высота потолка – от габаритов средства транспортировки», – поясняет Дмитрий Морозов, глава архитектурного бюро A61. Он тоже считает, что такие технологии очень перспективны и адаптивны как к изменениям рыночной конъюнктуры, так и к локальным условиям.
По словам Антона Хмельницкого, основателя AI Studio, сегодня пользователям интересны компактные дома с продуманными планировками, но в поселках с развитой инфраструктурой: «Гигантомания определенно в прошлом. Слова «дача» и «дом из дерева» фактически опять стали синонимами, сформировался также четкий запрос на дома из дерева в скандинавском стиле. Предполагаю, что в ближайший год на рынок выйдут загородные дачные проекты совершенно иного качества – с небольшими деревянными домами с продуманной до мелочей планировкой и развитой инфраструктурой». «Сейчас дом становится умным. Точнее, даже не просто умным, а по-настоящему современным. Например, на этапе строительства тщательно просчитывается инсоляция с учетом всех параметров, включая отопление дома зимой. На окна владельцы ставят сетки обогрева, все чаще используется рекуперация. Удобство во всем, начиная собственно с процесса строительства, – лейтмотив 2021 года», – резюмирует владелец строительной компании «Дом Лазовского» Максим Лазовский.
В стилистическом плане в тренде сейчас «коттеджи-кубики» лаконичных форм с плоскими крышами и дома в стиле фахверк. «С точки зрения архитектуры большое внимание при разработке проектов дачных домов уделяется окнам – их размеру и наличию видов на природный массив, – добавляет Лукаш Качмарчик, партнер бюро Blank Architects (входит в консорциум BACE). – Загородная недвижимость должна быть именно загородной – чтобы человек, проделав большой путь из города, не попадал в другой мини-город, а получал прямой контакт с природой».
Весь опыт мира
Если в России по отношению к «типовому дому» и «дому-сэндвичу» пока еще сохраняется эмоциональная настороженность, в мире уже сформировался устойчивый тренд на такие дома. Например, в Германии доля деревянных каркасных домов составляет сегодня порядка 80% рынка, в США – 70%. В России на долю быстровозводимых домов сейчас приходится порядка 35% спроса, оценивают в Минпромторге. Дефицита их предложения нет, хотя в среднесрочной перспективе он не исключен: многие участники рынка прогнозируют быстрый рост интереса на дома с конвейера, спровоцированного коронавирусом, и, как результат, увеличение их доли на рынке в ближайшие 3–5 лет практически вдвое.
«Мы активно смотрим на рынок Японии, – рассказывает Лазовский. – Современные модульные дома популярны в Европе, где ценят скорость. Азия более традиционна, и там стараются совместить традиции с инновациями. Звучит противоречиво, но как раз у Японии это отлично получается. Поэтому мы и ориентируемся, в частности, на опыт Sekisui House». Следят российские проектировщики и за мировыми трендами, связанными с экотехнологиями. В Европе сейчас востребованы геотермальные помпы, приводят пример в бюро Blank Architects. Их популярность связана в том числе с программой государственного субсидирования ЕС экологичных решений в строительстве – применение помп снижает затраты на эксплуатацию загородных домов, а также дает определенную независимость участкам вне поселков и агломераций.
Конечно, далеко не все мировые концепции могут быть сейчас восприняты в России, а некоторые и вовсе могут показаться чуждыми нашему менталитету. Например, в странах Западной Европы, в частности в Дании, сейчас активно развивается система кооперативов, управляющих загородными участками, на которых устанавливаются небольшие быстровозводимые дома для краткосрочного проживания. В таких домах часто отсутствуют даже кухни и отопление – люди приезжают на «дачу» утром и вечером возвращаются домой. К домам примыкают небольшие участки, где можно высадить плодовые деревья или разбить небольшой огород. Подобный формат придуман прежде всего для того, чтобы люди могли отдохнуть от городского ритма и перезагрузиться. Визионер Рем Колхас в прошлом году выпустил книгу Countryside Report, в которой анализирует роль деревни в жизни человека. По его мнению, жизнь в пригородах в низкоэтажных домах в деревенском стиле в формате небольших коммун – один из главных трендов ближайшего будущего.
«К глобальным трендам можно отнести применение местных материалов – камня и дерева – и энергоэффективных решений, – говорит руководитель архитектурной мастерской № 3 Градостроительного института пространственного моделирования городов «Гипрогорпроект» Акоп Иликчян. – Дома в странах ЕС в первую очередь характеризуются высокой энергоэффективностью, позволяющей значительно экономить природные ресурсы – газ, электроэнергию, уголь, воду». В частности, в той же Дании есть традиция домов allotment – деревянных построек на небольших садовых участках, часто возводимых из вторичных материалов, продолжает Иликчян, приводя в пример компактный и эргономичный типовой садовый домик от Kristian Olesen общей площадью 50 кв. м. Впрочем, норвежским дачникам вполне хватает и еще меньшей площади – для них стандартными считаются 15–40 кв. м. «Актуальные технологии и планировочные концепции позволяют отказаться от избыточной площади, провести эффективное зонирование и оптимизацию пространства, снизить эксплуатационные издержки и влияние на окружающую среду. Сегодня на условных 20 кв. м можно сделать то, что раньше не удавалось уместить и на площадях впятеро больше», – резюмирует Морозов.