Эльза Перетти: возведение кости в культ
Одна из самых известных и успешных ювелирных дизайнеров XX столетия умерла в возрасте 80 летПечальную новость сообщили в минувшую пятницу социальные сети Tiffany & Co. (Эльза Перетти умерла накануне, 18 марта, во сне в своем доме в средневековом поселке Сан-Марти-Вель в Каталонии). Сообщили так, как говорят о смерти очень близкого члена семьи. Так и есть: Перетти и была членом семьи этого ювелирного дома. С Tiffany & Co. она начала сотрудничать в 1974 г. и проработала в этом доме больше половины своей жизни – 47 лет. Именно здесь она стала признанным новатором дизайна, ее революционный взгляд изменил ювелирное искусство и породил в нем целое мощное направление органической эстетики форм.
Bone
Прошлый, 2020 год оказался для Перетти годом нового, теперь уже последнего ее триумфа. В Tiffany решили отметить 50-летие придуманного ею браслета-каффа Bone – широкого «напульсника» на запястье, скульптурного объекта с биоморфным дизайном, одного из самых продаваемых украшений за всю истории Tiffany & Co., к которому теперь принято добавлять вполне заслуженный эпитет «культовый». В разное время его носили Лайза Минелли, Грейс Джонс, Софи Лорен, Катрин Денёв и Сара Джессика Паркер, а в свежем фильме «Чудо-женщина: 1984» героине Галь Гадот эти харизматичные браслеты, чем-то напоминающие доспехи эллинской эпохи, помогают в борьбе со вселенским злом. Этот юбилей продемонстрировал, насколько мощным до самого последнего момента был творческий потенциал Перетти. Она представила несколько новых, неожиданных, современных вариаций на тему своего детища, три из них – самые радикальные и дерзкие, молодежные по духу – были выпущены ограниченной серией и распроданы за пару месяцев.
Здесь сразу стоит обратить внимание на небольшое несоответствие в хронологии: Перетти сотрудничала с Tiffany & Co. 47 лет, а знаковому для ее карьеры украшению исполнилось полвека. Так и есть: свой браслет молодой дизайнер придумала немного раньше, и именно Bone с его необычной природной формой, повторяющей анатомию человеческого тела, стал для нее входным билетом в солидный американский ювелирный дом.
Вдохновители Bone
В идее скульптурной аморфной формы каффа Bone соединились два сильнейших впечатления детства и юности Перетти. В римской церкви капуцинов Санта-Мария-делла-Кончеционе XVII в. ее поразили скелеты монахов, хранящиеся там уже четыре столетия, – впервые Эльза так близко рассмотрела лишенные плоти кисти человеческих рук (отсюда и название знаменитого браслета Bone – «кость»). На это впечатление наложилась органическая пластика архитектуры Антонио Гауди, которая заворожила Перетти в Барселоне. В итоге через несколько лет родилась биоморфная, отчасти анатомическая эстетика Bone, который сразу создан в том числе в зеркальной версии – на оба запястья, левое и правое.
Уроженка Флоренции, дочь основателя самой крупной в Италии нефтяной компании Anonima Petroli Italiana Нандо Перетти, Эльза училась в Италии (в Риме) и Швейцарии. А затем смело оборвала все связи со своей консервативной богатой семьей, не одобрявшей ее творческих поисков себя в области интерьерного и индустриального дизайна: в 1964 г. она вырвалась на свободу – в Барселону, где начала подрабатывать моделью, а четыре года спустя сбежала от режима Франко в Нью-Йорк. Здесь очень высокая, худая и интересная внешне Перетти сразу же заключила контракт с модельным агентством, стала завсегдатаем Studio 54, близко подружилась с модными дизайнерами Джоржио ди Сант-Анжело и Роем Холстоном. Последний всячески поощрял ее творческие эксперименты – Холстон задействовал в своих дефиле первый образец придуманного Эльзой браслета Bone и увидел в нем потенциал, достойный куда большего, чем кустарное производство в маленькой частной мастерской и продажа друзьям и знакомым.
Именно благодаря Холстону Перетти была представлена Ван Дей Трё – дизайн-директору Tiffany & Co., экс-президенту Парсоновской школы дизайна, который завел в ювелирном доме традицию приглашать к сотрудничеству талантливых творцов своего времени. Перетти стала одним из таких талантов, который расцвел и оформился под крылом Tiffany, – дом моментально подписал с ней контракт. И продлевал его все эти годы.
Почти полвека творческого союза Перетти и Tiffany & Co. стали большой удачей для обеих сторон и принесли его участникам огромные дивиденды. В 2012 г. 10% всех мировых продаж дома, составивших $3,8 млрд, пришлись именно на предметы авторства Перетти. Но и у самой Перетти всегда была отличная деловая хватка: несмотря на многолетний почти семейный союз с домом Tiffany, она сохраняла за собой все права на интеллектуальную собственность и дизайн. Шесть лет назад, писал журнал Vanity Fair, Tiffany & Co. заключила с дизайнером новый 20-летний контракт на $47,3 млн плюс роялти от будущих продаж, которые теперь, скорее всего, пойдут в пользу ее личного благотворительного фонда. Все это делает Перетти еще и самой успешной женщиной – ювелирным дизайнером за всю историю XX и XXI вв.
Не только Bone
Браслет Bone из серебра или золота был и остается самым известным, но, конечно, далеко не единственным произведением Elsa Peretti for Tiffany & Co. Сегодня на сайте бренда можно найти 864 артикула ее авторства. За все эти годы Перетти создала в этом ювелирном доме десятки органических, чувственных, пластичных украшений – от небольших серег-пуссет и заколок для волос до брошей и колье. Есть также предметы интерьера из серебра, фарфора и хрусталя ее авторства. Стоимость вещей колеблется от $325 до $75 000. Важными вехами в творческой эволюции Перетти стала концепция украшений Open Heart с бриллиантами в минимальной оправе на тонких цепочках, еще одна концепция деликатнейшего золотого плетения Mesh, которое ощущается на теле, словно вторая кожа, а также еще один биоморфный органический дизайн Bean. Отголоски этих ноу-хау Перетти сегодня можно видеть в украшениях множества ювелирных брендов.
Несколько лет назад дом Tiffany & Co. присвоил Эльзе Перетти особый статус «достопримечательность Tiffany», ей посвящена стена почета во флагманском магазине марки на Пятой авеню в Нью-Йорке. Бренд также курировал профессорскую кафедру ювелирного дизайна Перетти в Технологическом институте моды. Помимо звания доктора изящных искусств Перетти получила множество наград в области дизайна, среди них звание «Дизайнер аксессуаров года» от Совета модных дизайнеров Америки (CFDA) в 1996 г. и награда Leonardo da Vinci за дизайн в сфере ювелирных украшений и моды, которая была вручена ей во время биеннале во Флоренции в 2019 г. Ценность украшений Elsa Peretti for Tiffany & Co. как объектов искусства признана настолько, что их можно увидеть в постоянных коллекциях Метрополитен-музея в Нью-Йорке, музеях изящных искусств в Бостоне и Хьюстоне, а также в Британском музее в Лондоне. Недаром Перетти считается одним из самых важных и коллекционируемых дизайнеров нашего времени.
Ближайшая подруга дизайнера Холстона, модель фотографа Хельмута Ньютона (на его знаменитой фотографии девушка с бесконечными ногами, позирующая в наряде Playboy Bunny на фоне нью-йоркских небоскребов, – это именно Перетти), завсегдатай Studio 54, она, безусловно, была неотъемлемой частью творческого котла Нью-Йорка в 70–80-е, во многом определившего тенденции моды, фотографии и клубной культуры на десятилетия вперед. Да, Перетти, безусловно, важнейшая героиня той эпохи, о которой теперь пишут книги и снимают фильмы.
Но есть и другая, не менее выдающаяся сторона ее жизни, о которой известно куда меньше, чем о ее ювелирных достижениях. В 2000 г. дизайнер основала собственный благотворительный фонд Nando and Elsa Peretti Foundation, в названии которого отдала дань памяти своему отцу. Эта организация со штаб-квартирой в Цюрихе поддерживает международные проекты, направленные на защиту гуманитарных и гражданских прав женщин и детей, в первую очередь права на образование, а также на социальную заботу об их психологическом и физическом здоровье. Фонд также способствует сохранению традиций культурных меньшинств по всей планете. С момента своего основания Nando and Elsa Peretti Foundation поддержал более 1000 некоммерческих проектов в 80 странах мира и инвестировал в их развитие более 57 млн евро.
Последние годы Перетти провела в своем доме в Сан-Марти-Веле под Барселоной, который приобрела еще в 1968 г. Она также купила здесь виноградники, где с 2008 г. производили вино под маркой Eccocivi. Но не только: Перетти активно финансировала реставрацию церкви на центральной площади этого средневекового поселка и зданий вокруг, спонсировала археологические раскопки местных древнеримских руин и поддерживала традиции декоративных искусств Каталонии. Благодаря этой своей гуманитарной деятельности в 2013 г. Перетти и стала первой в истории иностранкой, удостоенной награды National Culture Award от Национального совета культуры и искусства (CoNCA).