Комикс – это детокс
Чтение комикса задействует оба полушария мозга, а чтение текста – только одно15 января 2021 г. на аукционе Artcurial в Париже анонимный частный коллекционер заплатил 3,2 млн евро за небольшую картинку, выполненную акварелью, чернилами и гуашью. Лист бумаги размером 34 х 34 см с изображением сохранился неважно – он был сложен пополам, и на нем были какие-то пятна. Но это был рисунок самого Эрже (Жоржа Проспера Реми) – легендарного бельгийского художника, автора комиксов про репортера Тинтина и его пса по кличке Снежок, пользующихся неизменной любовью читателей всех возрастов на протяжении последних 90 лет. Неудивительно, что цена на этот рисунок – эскиз обложки книги приключений Тинтина «Голубой лотос», впервые изданной в 1936 г., – превысила самые оптимистичные ожидания устроителей торгов: они рассчитывали выручить за него максимум 2,8 млн евро.
Картинки из прошлого
У подавляющего большинства комиксы ассоциируются с Бэтменом, Суперменом, Человеком-пауком и прочими супергероями. На деле комикс как культурный феномен значительно сложнее и глубже. По сути, это история в картинках, и такой нарратив известен с древнейших времен, начиная с наскальных изображений и рисунков в египетских пирамидах. Некоторые исследователи считают первыми комиксами картинки на библейские сюжеты, которые появились в XVI в. в Валенсии и Барселоне.
А родиной современного комикса стала Европа. Первый газетный комикс под названием History of a Coat появился в 1826 г. в издании The Glasgow Looking Glass. А в 1837 г. швейцарец Родольф Тепфер издал книгу юмористических картинок «История господина Вье-Буа» (в американской версии – «Приключения мистера Обадайи Олдбака»), которая оказалась настолько популярной, что ее переиздали в переводе в ряде других стран. Любопытно, что идею этого издания подсказал Тепферу великий Иоганн Гёте.
Само название «комикс» указывает на то, что изначально истории в картинках были по большей части смешными, хотя нередко с примесью черного юмора. Так, в 1865 г. в Германии Вильгельм Буш выпустил рисованную книгу для детей «Макс и Мориц», в которой главных персонажей наказали за разного рода проказы, перемолов в жерновах.
В конце XIX в. комиксы начали выпускать и в США. Первый американский комикс «Медвежата и тигр» вышел в 1892 г. в журнале Уильяма Рэндольфа Херста The San Francisco Examiner. А в 1938 г. родился Супермен – один из самых популярных героев американских комиксов, а теперь уже и всей индустрии развлечений.
Такие разные комиксы
Сегодня комиксы существуют в самых разнообразных жанрах: приключения, фантастика и фэнтези, детективные истории. Есть комиксы исторические, учебные и даже комиксы – адаптации классических литературных произведений. Сложились и разные школы комиксов – американская, европейская и азиатская.
Классический американский комикс – это напряженный экшн, динамичный сюжет, несложные диалоги. Как правило, над его созданием трудится большая команда. Европейский комикс авторский. Он отличается более глубокими сюжетом и проработкой изображения и текста и требует более вдумчивого чтения. Что, впрочем, нисколько не отпугивает читателя.
В азиатской традиции комиксы называют мангой – термин возник еще в XIX в. для обозначения «странных картинок», в которых элементы японской культуры сочетались с западной манерой. Сегодня японские манга – черно-белые комиксы с чрезвычайно эмоциональными героями – пользуются огромной популярностью. На их долю приходится четверть всей печатной продукции Японии, а японские политики видят в них важный инструмент экспорта японской культуры для укрепления влияния Японии на международной арене. В соседних странах существует похожая традиция комикса: в Южной Корее это манхва, в Китае – манхуа.
«В США рынок комиксов – это по большей части 24-страничные периодические издания, – рассказывает Владимир Апенов, владелец магазина комиксов BWComics, сооснователь и продюсер комикс-программы книжного фестиваля «ЛитераТула». – Сам рынок разбит на множество ниш – от супергеройского комикса с его стареющей аудиторией, сформировавшейся еще в 1980-х, до авторских работ для молодых интеллектуалов». В Европе, продолжает Апенов, рынок давно перерос жанр газетного комикса и в XX в. развивался как во взрослом, так и в детском формате. Европейские магазины комиксов весьма статусные, и в них заходят люди всех возрастов. Так же как и в Японии, где рынок комиксов появился после Второй мировой войны. За 80 лет он не утратил своей актуальности и тоже является не нишевым, а массовым.
Российский рынок комиксов, по словам Апенова, несмотря на то что ему уже порядка 10 лет, все еще держится на энтузиастах: «Магазины комиксов ориентируются больше на массовый продукт – например, супергеройские комиксы или комиксы, основанные на мультсериалах. Магазинов, готовых представлять все многообразие жанров, у нас 10–15 на всю страну, это достаточно низкий показатель».
Комиксы в России
Вообще-то комиксы в России существовали давно – еще до революции в стране выходили печатные издания, в которых публиковались рисованные истории. «Многие помнят журнал «Крокодил», был еще «Бегемот», который издавался в Санкт-Петербурге, – говорит Дмитрий Яковлев, директор петербургского издательства авторских комиксов «Бумкнига». – В СССР комиксы так или иначе присутствовали всегда. Вспомнить хотя бы детские журналы «Еж» и «Чиж» и «Веселые картинки». Более того, в СССР издавались даже иностранные авторы, такие как Херлуф Бидструп или Жан Эффель, которые были более популярны у нас в стране, чем на родине».
В конце 1980-х на базе газеты «Вечерняя Москва» была сформирована комикс-студия «Ком», которая публиковала комиксы как в самой газете, так и отдельными книжками. С издания комиксов начиналось и такое крупное издательство, как «Махаон», которое входит сегодня в издательскую группу «Азбука Аттикус». В Уфе выходил журнал «Муха», издававшийся тиражом 100 000 экземпляров.
Кризис 1998 г. сокрушил все эти проекты, но сегодня российская культура комикса снова набирает силу. В настоящее время на российском рынке представлены практически все направления комиксов, они продаются во всех крупных книжных магазинах, по всей стране появились также специализированные магазины комиксов. Появляются и специальные государственные библиотеки комиксов: в Москве такая создана на базе Библиотеки для молодежи, в Санкт-Петербурге – на базе Библиотеки им. Лермонтова. Отдельная библиотека посвящена азиатскому комиксу. Также в России работает порядка 15 клубов любителей комикса.
Появляются и оригинальные русскоязычные проекты. Один из самых ярких примеров – комикс художницы Ольги Лаврентьевой «Сурвило», биографическая история ее бабушки, которая пережила репрессии и блокаду Ленинграда. Книжка вышла в 2019 г. тиражом 2000 экземпляров. «Мы не только реализовали весь тираж, но и продали права на издание этого комикса во Францию, Швецию, Германию, Норвегию и Польшу», – рассказывает Яковлев.
За и против комикса
Популярность комиксов во многом связана с тем, что большинству людей (прежде всего, конечно, детям) легче воспринимать картинку, чем печатный текст. Профессор Уильям Брэдфорд из Indiana University School of Law считает, что таких «визуалов» 65%. Вытеснение книжных текстов комиксами вызывает определенные опасения не только у педагогов, но и у ученых. «Чтобы развиваться, надо читать сложную литературу, – отметила в одной из своих лекций специалист в области теории сознания и психолингвистики профессор Татьяна Черниговская. – Если дети будут только комиксами заниматься, у них не выработается не только алгоритм для чтения сложной литературы, которая формирует сознание, но и алгоритм сложного думания».
Представители комикс-индустрии с этим не согласны. «На самом деле читать комикс очень непросто, особенно человеку, у которого нет такого навыка, – считает Яковлев. – При чтении комикса задействуются оба полушария головного мозга, а при чтении написанного текста – только одно. Кроме того, комикс состоит из кадров, между которыми существует пространство, и здесь как раз работает воображение читателя. Наконец, комикс часто является первым самостоятельным чтением, это факт».
Руководитель отдела междисциплинарных программ ГМИИ им. А. С. Пушкина Евгения Киселева соглашается: «С изменениями, которые происходят сейчас в коммуникационной культуре, будут меняться и скорость, и объемы чтения. И в этой ситуации комикс все-таки позволяет культуру чтения хоть как-то поддерживать. В современной жизни с ее ускоряющимся темпом и огромными объемами всевозможной информации, которая обрушивается на наше сознание, комикс – это своего рода детокс, позволяющий воспринимать действие без участия движущейся картинки и звука».
Кстати, при подготовке ознакомительных материалов о музее для посетителей с особенностями восприятия специалисты ГМИИ им. А. С. Пушкина первыми в мире стали использовать комиксы. «Рассматривая фотографию, некоторые люди с аутизмом и другими особенностями развития не могут представить в этой обстановке себя. А вот отождествить себя с нарисованным персонажем им намного проще», – объясняет Киселева.