Искусство выходит на большую воду

Основатель Webhelp планирует создать плавучую арт-галерею
Современное искусство, как и многие другие отрасли, ищет новые площадки и формы выражения, удобные как для клиентов, так и для художников и визионеров в области культуры
Современное искусство, как и многие другие отрасли, ищет новые площадки и формы выражения, удобные как для клиентов, так и для художников и визионеров в области культуры / Stefan Wermuth / REUTER

Из-за отмены или переноса выставок и повального перехода аукционов и вернисажей в онлайн, а также на фоне общей нестабильности в связи с пандемией коронавируса галереи современного искусства во всем мире оказались в тяжелом положении. Исследование, проведенное Americans for the Art и охватившее более 11 000 галерей и других игроков рынка в США, выявило, что 70% участников называют последствия пандемии для своего бизнеса «серьезными» или «критическими».

А по оценке специалистов международной ярмарки Art Basel и швейцарского банка UBS, за первое полугодие 2020 г. падение продаж современного искусства составило 36%. Почти треть галерей вынуждены сократить штат. Структура сделок тоже кардинально поменялась: в прошлом году в онлайне покупалось только 10% всех работ, теперь – 37%. В исследовании Art Basel и UBS приняло участие около 800 фирм из 60 стран мира, вместе с ними опросили и состоятельных коллекционеров. Последние, несмотря на коронавирусные ограничения, в подавляющем большинстве – 82% – выражают желание посещать выставки и другие арт-события, причем среди миллениалов этот показатель составляет 91%.

Очевидно, что современное искусство, как и многие другие отрасли, переживает временный кризис. Тем не менее индустрия демонстрирует, что умеет подстраиваться под обстоятельства и ищет новые площадки и формы выражения, удобные как для клиентов, так и для художников, галеристов, меценатов и визионеров в области культуры. Большую популярность приобрели онлайн-выставки и цифровые шоурумы (например, лондонская галерея Courtauld недавно заявила, что количество ее виртуальных посетителей выросло в 7 раз). По-настоящему большое значение приобрели социальные сети: спустя несколько недель после начала пандемии даже такие мастодонты рынка, как Christie’s, уже продавали (и продали) работы через Instagram. Самые смелые деятели предлагают выработать новый подход к организации выставочного пространства – и он, по их мнению, обязательно должен отражать современные реалии тотального социального дистанцирования и вместе с тем всеобщей доступности. В результате в зону особого внимания попадают не только нестандартные форматы, но и нетипичные локации.

О намерении построить уникальную плавучую галерею заявил французский бизнесмен Фредерик Жус, основатель Webhelp – международной IT-компании с оценочной стоимостью под 2 млрд евро. Жус, помимо планирования ее стратегии, увлечен искусством. Еще в середине 2000-х, когда ему не было и сорока, он пожертвовал миллион евро любимому Лувру – на привлечение молодой аудитории, а потом создал собственный фонд Art Explora. Также Жус активно участвует в различных инициативах, связанных с популяризацией культуры: он президент группы Beaux-Arts & Cie, издает журнал про искусство Beaux-Arts Magazine, возглавляет проект Pass Culture и парижскую арт-резиденцию на Монмартре. «Искусство необходимо каждому человеку на планете. Однако неравенство в доступе к искусству все еще слишком велико, – считает Жус. – Культуре необходимо выйти из зоны комфорта и охватить более широкую аудиторию».

Этот взгляд сподвиг Жуса на новый уникальный проект. По его заказу разработали дизайн 46-метрового парусного катамарана – крупнейшего в мире (по состоянию на ноябрь 2020 г. рекорд принадлежит катамарану Hemisphere, построенному на верфи Pendennis почти 10 лет назад). Название судна говорит само за себя – Art Explorer. Эксплорерами называют суперъяхты, предназначенные для длительных круизов. Фредерик планирует один месяц в году путешествовать сам, он любит экстрим – дайвинг, фрирайд и т. д.

Еще месяц закладывает на техническое обслуживание. Пару месяцев яхта будет доступна для аренды в чартер, чтобы покрыть часть расходов на ее содержание. А все остальное время, т. е. примерно восемь месяцев в году, лодка будет посещать далекие уголки планеты и демонстрировать там передовое искусство, которое будут выставлять прямо на борту. «Около 60% населения Земли живет в пределах 60 км от морского побережья, – поясняет Жус. – Моя идея в том, что катамаран будет работать как полностью цифровой музей и путешествовать из порта в порт. Желающие смогут подняться на палубу и посмотреть реальные выставки, иммерсивные мероприятия, перформансы прямо на борту. По нашей оценке, безопасная и эффективная проходимость составит около 2000 человек. Серьезное преимущество такой яхты – экологичность, Art Explorer будет ходить под парусом и, соответственно, не повредит природе».

Современный и минималистичный дизайн яхты создали Аксель де Бофор и Оки Сато. Жус выбрал их в результате творческого конкурса среди восьми других заявок. Судя по первым рендерам, Art Explorer получит темный обтекаемый корпус, надстройку с панорамным остеклением, просторный интерьер (ширина катамарана может составить 16–17 м, а полезная площадь салона на главной палубе – около 200 кв. м) и огромный флайбридж с бассейном под 55-метровой карбоновой мачтой. Общая площадь парусов, которыми можно вооружить лодку весом под 250–300 т, превысит 1000 кв. м.

Оценочная стоимость катамарана длиной 45–50 м составляет от 30 млн евро. «Я мог бы потратить эти деньги на создание нового музея, но в этом нет ничего инновационного, – говорит Жус. – В моем же проекте сочетаются мои главные увлечения – яхтинг и искусство». Премьеру плавучей галереи Art Explorer планируется провести на биеннале в Венеции в 2023 г.