Зачем авиакомпании предлагают полеты в никуда

И почему на них есть спрос
Эксперты говорят, что новые поездки удовлетворяют стремление часто летающих пассажиров к атрибутам нормальной в их понимании жизни
Эксперты говорят, что новые поездки удовлетворяют стремление часто летающих пассажиров к атрибутам нормальной в их понимании жизни / Sam Yeh / AFP

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) уже назвала 2020 г. худшим в истории авиации. В среднем из-за ограничений на перелеты ежедневно отрасль терпит убытки в размере $230 млн, а в общей сложности за 12 месяцев потери авиаперевозчиков составят $84,3 млрд. Ради того чтобы удержаться на плаву, участники рынка соревнуются в изобретательности, предлагая пассажирам новые оригинальные услуги.

British Airways в декабре начала распродажу бокалов для шампанского, сервизов и другой утвари, которую раньше использовали во время авиаперелетов. Покупатели смогут «воссоздать магию полета с British Airways у себя дома», говорят в компании. Ранее Singapore Airlines предлагала обед на борту авиалайнера Airbus A380, экскурсию по учебным объектам авиакомпании и доставку на дом бортового питания из меню первого и бизнес-классов. А тайваньский аэропорт Суншань предоставлял возможность вспомнить, как путешествовали до пандемии: пассажиры могли приехать в аэропорт, пройти паспортный контроль – и просто посидеть в салоне самолета, стоящего на земле. После чего участникам акции нужно было покинуть борт и снова пройти паспортный контроль.

Один из главных трендов последних нескольких месяцев – полеты в никуда. В ходе такого рейса самолет движется по кольцевому маршруту с посадкой в аэропорту вылета. При этом сервис на борту оказывается такой же, как и во время обычного перелета. Одной из первых эту концепцию представила тайваньская компания EVA Air. Самолет с ливреей в стиле Hello Kitty облетал живописное побережье Тайваня и японские острова Рюку.

Инаугурационный полет состоялся во время празднования Дня отца 8 августа 2020 г. Рейсу был присвоен номер 5288 – в переводе на китайский комбинация этих цифр звучит как «я люблю тебя, папа». Трехчасовой полет стоимостью $180 оказался настолько востребованным, что компания предложила аналогичные полеты на Новый год и Рождество под лозунгом «Летите! Любовь витает в воздухе». Проект рассчитан на путешественников-одиночек – 40 мужчин и женщин в возрасте от 24 до 38 лет. Известно, что заявки на участие подало 400 человек, а все 40 мест по $295 каждое на первый рейс уже распроданы.

China Airlines, главный конкурент EVA Air, запустила детские рейсы, во время которых маленькие гости могут попробовать себя в роли членов экипажа. Двухчасовой полет предваряет краткий курс обучения бортпроводников. А в Royal Brunei Airlines предложили программу «обедай и летай»: за 85 минут полета пассажиры смогли рассмотреть остров Борнео и насладиться поздним завтраком на борту.

Полеты в никуда не ограничиваются исключительно ближне- и среднемагистральными маршрутами. Компания Qantos в октябре организовала перелет, охватывающий весь австралийский континент. Семичасовой полет пролегал над Большим Барьерным рифом, красной горой Улуру, портом Сиднея и другими знаковыми местами региона. Билеты стоимостью от $700 в эконом-классе были распроданы за 10 минут, что сделало рейс без пункта назначения самым быстро продаваемым в истории авиакомпании.

А прямо сейчас чартерное подразделение Qantos Antarctica Flights предлагает беспосадочный новогодний полет в Антарктику. 13-часовой рейс на самолете Boeing 787 Dreamliner начнется в Мельбурне 31 декабря в 17.30 по местному времени и закончится в том же аэропорту в 6.30 утра на следующий день. На сайте авиаперевозчика объясняется, что самолет полетит на высоте 10 000 футов, чтобы не потревожить дикую природу, а у пилотов есть несколько планов полета, чтобы искать лучшие зоны обзора даже в случае плохой видимости. Во время полета над самым южным континентом Земли гостей будут угощать шампанским и праздничным меню под выступление джазового оркестра. Стоимость новогоднего перелета варьируется от $1199 до $7999. На момент публикации данного материала в наличии оставалось только одно место за $3199.

Обзорные полеты также есть в Японии, Гонконге и других странах. О своей заинтересованности начать полеты в никуда заявил и национальный авиаперевозчик Индии Air India.

Европейские компании полеты в никуда пока не предлагают. Тем не менее в прошлом году на выставке BA 2119: Flight of the Future British Airways, приуроченной к 100-летию British Airways, компания представила концепцию «воздушных круизов». В частности, в лондонский Saatchi Gallery рассказывалось, что «в воздушных круизах путешественники будут медленно летать над самыми необычными местами планеты, такими как пирамиды, а раздаваемые на борту VR-гиды будут предлагать бегущую строку с комментариями. Другие варианты, доступные в будущем пассажирам, путешествующим в воздушных круизах British Airways, могут включать занятия йогой, медитацией или искусством на борту.

Эксперты говорят, что новые поездки удовлетворяют стремление часто летающих пассажиров к атрибутам нормальной, в их понимании, жизни и хотя бы на время позволяют им отключиться от тревожной действительности. Впрочем, это интересно и для всех остальных. «Путешествия отвечают врожденному желанию человека убежать от реальности и испытать нечто новое.

Пандемия обостряет эти потребности», – объясняет Себастьен Филеп, профессор Гонконгского политехнического университета. Он также напоминает, что для многих путешественников пункт назначения не всегда является самым важным: «С кем ты идешь – имеет большее значение, чем куда ты идешь». «Полеты сами по себе не доставляют какого-то невероятного удовольствия. Они, скорее, являются символом того, что это удовольствие в себе и заключает, – приключения, отдыха, смены обстановки, новых впечатлений и знакомств. Всего этого люди в последнее время лишены – и ко всему этому они и пытаются прикоснуться хотя бы и таким, весьма косвенным, образом», – соглашается психолог, сооснователь сервиса «Ясно» Данила Антоновский.