Модному игроку приготовиться

Как развивается индустрия виртуальной моды
Global Talents Digital

Реальный и виртуальный миры все теснее переплетаются. Для нового поколения обычного мира уже недостаточно, его хочется дополнять, видоизменять, ускорять. В результате технологии 3D, виртуальной и дополненной реальности выходят на первый план и начинают задавать тон в развитии как самой моды, так и современных коммуникаций между людьми и брендами.

Иммерсивный онлайн-ритейл

Еще три года назад, в 2017-м,  президент и CEO компании LVMH Бернар Арно сообщил, что доля онлайн-продаж в группе достигла 30%. Следуя за быстрым ростом в этом сегменте, в том же году LVMH запустила серию инициатив в области премиальных цифровых сервисов, призванных выстроить доверительные отношения с молодым поколением. В июле 2017 г. в Париже появился Station F – один из крупнейших в мире стартап-кампус площадью более 34 000 кв. м. Среди компаний, прошедших акселерационную программу Station F, оказался выпустившийся в 2018 г. американский стартап с российскими корнями Cappasity. «Cappasity – комплексное решение для интерактивной визуализации продуктов в 3D, создающее захватывающий опыт покупок в электронной коммерции», – сообщает сайт компании. Ее задача – сделать использование 3D-технологий таким же распространенным, как, например, фотографию. Благодаря размещению 3D-изображения товара в онлайн-каталоге пользователь может не просто смотреть на него, а взаимодействовать с ним – поворачивать на 360 градусов, увеличивать или уменьшать. В итоге покупатель проводит в 6 раз больше времени на странице карточки товара, рассматривая мельчайшие детали, столь важные в индустрии моды.

В России одним из первых предоставленной Cappasity новой возможностью презентации товара онлайн воспользовался ЦУМ. За два года работы с платформой ЦУМ оцифровал более 80 000 товаров и повысил конверсию в онлайн-продажах на 40% в сегменте «сумки и обувь». В 2019 г. Cappasity подписала контракт с Samsonite в Северной Америке, а в 2020-м  платформой начала пользоваться eBags.com, дочерняя компания Samsonite. Кроме того, одним из клиентов компании является корейская компания LFCorp., которая использует платформу для всех своих сайтов и мобильного приложения. Суммарно платформа Cappasity сейчас обслуживает больше 30 млн просмотров каждый месяц. «При создании нашего решения мы исходили из необходимости сделать 3D-технологию доступной для массового производства – быстрой и дешевой, не требующей специальных знаний и оборудования. Это и стало ключом к успеху, – рассказывает CEO Cappasity Константин Попов. – Один лук можно снять и загрузить на платформу за 5 минут».

Коронавирусный 2020 год только добавил Cappasity популярности. В России демонстрацию луков в формате 3D на основе решения стартапа запустила компания Gloria Jeans. А во Франции Cappasity подписала контракт с Домом YSL и оцифровала работы студентов школы моды IFA Paris. В августе этого года компания запустила новое приложение 3DShot, облегчающее съемку людей и товаров (это открывает новые возможности для брендов, например, при проведении фэшн-шоу), а также AR-голограммы, создающиеся автоматически на базе контента, который клиент сам создает для веб-решения. А сейчас Cappasity разрабатывает проект виртуальной примерочной, который реализуется совместно с Nvidia в рамках глобального проекта Nvidia Merlin – программной инфраструктуры для создания рекомендательных систем.​

Виртуальные персонажи и виртуальная одежда

«Если еще полгода назад виртуальная одежда для многих дизайнеров казалась чем-то непонятным из далекого будущего, то сейчас мы видим все больше попыток сделать что-то в этой области. Это не может не радовать», – говорит Валерий Шарипов, генеральный директор российской компании Malivar, занимающейся разработкой цифровых аватаров. Прошедшим летом 8,06% Malivar в обмен на инвестиции в размере 10 млн руб. купил Сбербанк.

По мнению Шарипова, цифровую одежду и аксессуары удобно демонстрировать на виртуальных моделях. Можно создать оптимальную внешность под любую целевую аудиторию. Виртуальных моделей удобно использовать на цифровых показах и мероприятиях, что стало особенно актуально в период карантина. «Вообще же цифровой контент сокращает time-to-market – время от разработки товара до вывода на рынок, – говорит Шарипов. – Не нужно ждать, пока придут материалы, производить образец, организовывать фотосессию. Можно утром придумать концепцию, собрать ее на виртуальной модели и выставить в Instagram для сбора предзаказов».

Malivar создала первого российского виртуального персонажа Aliona Pole (17 700 подписчиков в Instagram). Весной 2020 г. Aliona Pole участвовала в презентации капсульной коллекции российского дизайнера Alena Akhmadullina, оценившей этот новый для себя опыт очень позитивно. «Я уверена, что в ближайшее время производство 3D-одежды станет одним из направлений всех ведущих модных домов», – комментирует Ахмадуллина. «Это связано с изменением нашего стиля жизни после пандемии и развитием соответствующих технологий. Вероятно, у каждого человека появится аватар, который будет участвовать в зум-коллах и других онлайн-встречах. И, конечно, ему будет нужна виртуальная одежда. Никаких отрицательных факторов я не вижу. Цифровая одежда, конечно, никогда не заменит настоящую, скорее, станет дополнительным инструментом для ее развития», – считает дизайнер.

Развитием своего виртуального персонажа Malivar не ограничивается. Главный фокус компании – сервис, который использует нейронные сети для замены лица и голоса в видео на лицо и голос виртуального персонажа или реального человека в высоком разрешении и с акцентом на детали (например, на веснушки, разрез или цвет глаз). По сути, это нейронная «голова-маска», которой клиент может пользоваться самостоятельно. «Чтобы быть популярным в современных медиа и соцсетях, нужно создавать много разнообразного видеоконтента, – объясняет Шарипов. – Компьютерная графика – это долго и дорого, она не подходит для ежедневного использования. На помощь пришли нейросети и машинное обучение. Сейчас мы работаем над тем, чтобы дать возможность автоматически генерировать нужную внешность по заданным параметрам, а не создавать ее руками в 3D».

Новый продукт поможет Malivar эффективно работать с международными брендами и их реальными и виртуальными амбассадорами. Реальные амбассадоры и их поклонники получат возможность присутствовать на тех мероприятиях, куда в реальной жизни у них нет возможности или времени добраться. Что касается виртуальных амбассадоров, то их потенциал для брендов почти безграничен. Во-первых, виртуальный амбассадор становится собственностью бренда и используется полностью на его усмотрение. Во-вторых, такой амбассадор не болеет, не требует преференций и лучших условий, не попадает в центр скандала из-за случайной или намеренной неполиткорректности. «Поэтому многим брендам это и нравится», – говорит Шарипов.

«Сотрудничеством» с виртуальными моделями довольны и дизайнеры, использующие их на показах мод. «Привлечение аватар-моделей – это возможность создать абсолютно любой образ, показать новую реальность, осуществить то, что в жизни либо невозможно, либо маловероятно, – говорит Ольга Кремлякова, дизайнер бренда Kremlyakova, участник Global Talents Digital, международного fashion-проекта, в рамках которого дизайнеры представляли свои коллекции в виртуальном формате. – Кастинг таких моделей – это разработка аватара под стиль дизайнера, возможность создания уникального аватара для бренда, который будет нести философию марки, это очень широкие возможности современными средствами донести идею до более молодого и мобильного поколения». С Кремляковой согласен еще один участник Global Talents Digital, дизайнер из Нью-Дели Сидхартх Кумар. «Виртуальные модели эффективны с точки зрения глобального сотрудничества. Охват шире, чем при традиционном способе кастинга модели. Это также позволяет задействовать меньше человеческих ресурсов, особенно во время пандемии, это определенно правильный подход».

Цифровой формат – отличное дополнение к физическим мероприятиям, считает президент Национальной палаты моды и Mercedes-Benz Fashion Week Russia Александр Шумский. «Digital-модели и другие инновации теперь практически обязательный инструмент для любого бренда. Цифровизация будет стремительно развиваться, новые технологические решения будут появляться в индустрии все быстрее. А когда появятся цифровые аватары у клиентов, рынок цифровой одежды за пределами видеоигр и вовсе станет массовым», – говорит он.

Миллениалам кажется абсолютно естественным следить за виртуальными персонажами и их историями, посещать музыкальные концерты в игре Fortnite, создавать своих аватаров, взаимодействовать с голосовыми ассистентами и т. д. В индустрии кино цифровые двойники и cyberstars – уже настоящее. Наконец, пора задуматься: а зачем покупать реальную вещь, если она нужна лишь для того, чтобы сделать фото в Instagram? Быстрее, дешевле и экологичнее купить цифровое платье. На рынке уже появляются цифровые модные дома и магазины, продающие цифровую одежду. «Виртуальная коммерция будет активно развиваться среди нового поколения потребителей, и брендам очень важно инвестировать в технологии именно сейчас, когда это может стать явным конкурентным преимуществом», – уверен Шарипов.