В Лондоне стартует осенняя «русская неделя»

На торги Sotheby’s, Christie’s и Bonhams выставлено самое разное искусство из России – от икон до современного арта
Михаил Васильевич Нестеров, икона «Спас Нерукотворный» 1910–1920 Эстимейт – 80 000–100 000 фунтов
Михаил Васильевич Нестеров, икона «Спас Нерукотворный» 1910–1920 Эстимейт – 80 000–100 000 фунтов / Bonhams

Проходящая с 23 ноября по 2 декабря в Лондоне традиционная «русская неделя» уже вторая в небогатом на арт-события 2020 г. Еще летом пандемия стала причиной раскола в рядах галеристов, и один из четырех постоянных организаторов торгов – дом MacDougall’s не стал дожидаться общего сбора коллекционеров и аукционистов и выступил единолично на месяц раньше. Такой демарш, впрочем, не дал видимых результатов – далеко не все лоты были проданы и даже хайлайтс с умеренными ценами продавались в пределах эстимейтов. Так, на октябрьском аукционе эмблематичный и монументальный «Сосновый лес» Ивана Шишкина при эстимейте 400 000–600 000 фунтов стерлингов был куплен за 508 200 фунтов стерлингов. А пропавшее после прижизненной выставки в США и недавно обнаруженное полотно Николая Рериха «Печоры. Вход в монастырь» и вовсе не было продано.

Зато оставшееся трио – Sotheby’s, Christie’s и Bonhams – верно традициям и вновь выступает единым фронтом. Каждый дом проведет свои аукционы в формате in studio – в зале будут только ведущий торгов и персонал, принимающий ставки по телефону. Участники и зрители смогут наблюдать прямую трансляцию и участвовать в торгах по телефону и онлайн. Как рассказал «Ведомостям» глава отдела русского искусства Christie’s Алексей Тизенгаузен, такая форма проведения, с одной стороны, продиктована «нынешним неспокойным временем», с другой – делает процесс покупки более удобным. «У коллекционеров будет возможность спокойно следить за развитием событий, когда ведущий предлагает лоты один за другим. Онлайн-торги идут по всем лотам одновременно и, конечно, кружат голову», – отметил он.

Christie’s

Аукционный дом Christie’s, сделавший на летней сессии выручку в 3,3 млн фунтов стерлингов, открывает «русскую неделю» аукционом 23 ноября. Заявлено более 280 лотов, включая сет произведений мирискусницы Марии Якунчиковой – живопись, графику и даже ее галерейный мольберт в стиле ар нуво (200–300 фунтов стерлингов). Дом получил эксклюзив на продажу наследия художницы от ее потомков из Швейцарии. Выставленные на продажу 37 объектов уже третий, завершающий раунд распродажи, удачно вписавшейся в круг ретроспективной юбилейной выставки Якунчиковой в Третьяковской галерее. Диапазон цен на работы забытой после смерти художницы пока вполне умерен – от 2000 до 10 000 фунтов стерлингов.

С еще одной столичной выставкой – «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали» в Музеях Московского Кремля – рифмуется и главный лот секции декоративно-прикладного искусства. Это большая коробочка с живописью по эмали Федора Рюкерта, маркированная клеймом Фаберже (150 000–200 000 фунтов стерлингов). Схожие работы с видом Кремля хранятся в королевской коллекции Великобритании и известном собрании Бейлин-Макагон в США.

Одни из самых интригующих лотов торгов – две скульптуры-путешественницы Евгения Лансере (каждая 100 000–150 000 фунтов стерлингов). Снимки полноразмерных бронзовых «Киргиза-охотника с беркутом» и «Царского сокольничего», присланные в русский отдел Christie’s из ЮАР, сопровождались вопросом: «Имеют ли какую-то ценность конные фигуры?» Оказалось, что в дальние странствия пара конных композиций отправилась из Ирландии, где была в коллекции барона Россмора с начала XX в. Его дочь леди Мэри Бейли осела в Южной Африке с мужем, алмазным магнатом. Оба были поклонниками конной анималистики, и после Второй мировой войны скульптуры отбыли в их поместье в Кейптауне. Эти отливки известных скульптур, выполненные в 1878 г., не были ранее известны исследователям.

Живописную секцию торгов составит беспроигрышный набор классиков русского искусства. Это и пейзаж Николая Рериха «Ярилины зовы», оставшийся непроданным в Christie’s в ноябре 2019 г. и подешевевший сейчас почти на 300 000 фунтов стерлингов (1,2–1,8 млн фунтов стерлингов), и крупная марина Айвазовского «Генуэзская башня на Черном море» (700 000 – 1 млн фунтов стерлингов), и нежно-розовый портрет обнаженной дочери Зинаиды Серебряковой Екатерины (400 000–600 000 фунтов стерлингов), и канонический русский пейзаж с фигурой монахини Михаила Нестерова (200 000–300 000 фунтов стерлингов).

Bonhams

Дом Bonhams в последние годы явно проседает в подборе вещей для аукционов русского искусства – лотов-миллионников здесь попросту нет. Однако, сосредоточившись на низком и среднем ценовых сегментах, Bonhams не сдается и находит любопытные произведения. В частности, для своего аукциона 25 ноября он тоже раздобыл Нестерова – икону «Спас Нерукотворный», созданную художником по эскизам к мозаикам Марфо-Мариинской обители в Москве. Произведение было вывезено из России на рубеже 1960–1970-х гг. и с тех пор находилось в «аристократической европейской коллекции». Эстимейт составляет 80 000–100 000 фунтов стерлингов.

Другой Спас – работы Василия Сурикова – представляет собой эскиз к его монументальному полотну «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге. На нем хоругвь с ликом Христа, что развевается над атакующей врага казачьей дружиной. Зарисовка была сделана Суриковым с натуры – с той самой исторической хоругви, которая хранится в Оружейной палате Кремля. Работа впервые продана на Sotheby’s в 2009 г. за 15 000 фунтов стерлингов. Сейчас она оценена в 60 000–70 000 фунтов стерлингов.

Еще один потенциальный живописный хит – натюрморт с рыбой и цветами Михаила Ларионова, написанный в 1909 г. Выполненный в неопримитивистской манере, он происходит из коллекции британского судьи Брюса Гриффитса и предлагается на торгах за 60 000–80 000 фунтов стерлингов.

В секции декоративного искусства надежды аукционистов Bonhams также связаны с именем Фаберже. В числе хайлайтс пара кабинетных часов, созданных для прославленной фирмы ювелиром Генрихом Вигстремом, приложившим руку не к одному легендарному пасхальному яйцу. За одни часы из золота с эмалью просят 80 000–120 000 фунтов стерлингов, за другие – происходящие из апартаментов императрицы Александры Федоровны в Александровском дворце в Царском Селе – 60 000–80 000 фунтов стерлингов.

Sotheby’s

Аукционный дом Sotheby’s на летних онлайн-торгах «русской недели» обошел всех с выручкой около 8 млн фунтов стерлингов и имеет все шансы сейчас повторить успех. Кроме двух привычных аукционов – живописи, графики и скульптуры (1 декабря) и декоративно-прикладного искусства (2 декабря) – Sotheby’s доверена продажа вещей фирмы Фаберже и других объектов из собрания Бруклинского музея (2 декабря). Музейный сет немногочисленный, всего 17 лотов – зато ударный. Среди топов двухцветная ваза из топаза работы Михаила Перхина, подаренная великим князем Алексеем Александровичем своей французской актрисе-любовнице (250 000–350 000 фунтов стерлингов), очаровательные цветы из драгоценных и полудрагоценных камней (от 120 000 фунтов стерлингов) и масса камнерезных фигурок зверей.

Царский провенанс будет главенствовать и на других торгах 2 декабря. Самыми дорогими вещами станут крупное расписное фарфоровое блюдо Императорского завода, подаренное на Рождество Николаем I своей золовке, принцессе Александрине Прусской, в 1852 г. (500 000–700 000 фунтов стерлингов), и роскошная ваза, подаренная самому императору коллективом завода несколькими годами ранее (200 000–300 000 фунтов стерлингов).

Разогрев живописным аукционом 1 декабря обещает быть не менее увлекательным, чем у конкурентов. В нем все притягательные для коллекционеров имена. Например, ранняя Наталья Гончарова с «Зимней ночью» и сюрпризом-пейзажем на обороте (1,5–2 млн фунтов стерлингов), два монументальных полотна Айвазовского – с кораблекрушением (1,2–1,8 млн фунтов стерлингов) и идиллической испанской лагуной (1–1,5 млн фунтов стерлингов), а также произведения Генриха Семирадского, Ильи Репина, Кузьмы Петрова-Водкина и Петра Кончаловского.