Собрание кроссовок
Как спортивная обувь стала предметом коллекционированияМесяц назад Sotheby’s провел аукцион Cult Canvas, посвященный редким моделям кроссовок Nike. Самым дорогим лотом стала обувь, изготовленная в коллаборации с одним из основателей cтрит-арта – граффити-художником Леонардом Макгурром, более известным под псевдонимом Futura 2000. Кроссовки 2004 года выпуска были куплены за $63 000. Другая лимитированная модель, разработанная совместно с основателем Staple Design Джеффом Стейплом, ушла с молотка за $25 200. Именно за этими кроссовками в 2005 г. в Нью-Йорке выстроилась очередь на несколько дней, которую разгоняли потом с помощью полиции.
В общей сложности выручка с продажи восьми пар мужской обуви на Cult Canvas составила $129 000. И это уже не первый аукцион спортивной обуви, доход которого исчисляется шестизначными цифрами. Например, на августовских торгах Christie’s классические игровые кроссовки баскетболиста Майкла Джордана были проданы за рекордные $615 000. Примечательно, что предыдущий мировой рекорд, установленный в мае этого года, также связан с именем легендарного атлета – пара Air Jordan 1, разработанная дизайнером Питером Муром в 1985 г. специально для Джордана, ушла с молотка за $560 000.
Вспоминая молодость
Торги такого рода лотами – часть набирающего обороты тренда: из предмета интереса подростков кроссовки превратились в объект желания коллекционеров. «Коллекционирование спортивной обуви – сравнительно новое явление, появившееся в начале XXI в. Выросло поколение людей, которые в молодости не могли себе позволить нормальные кроссовки и покупали одну пару на несколько лет вперед, причем это касается как обычных людей, так и тех, кто добился успехов в бизнесе и творчестве, – объясняет коллекционер и автор telegram-канала о рэперах и их кроссовках Сероб Хачатрян. – Сейчас они могут оторваться – и скупают все, что было недоступно в 80-е и 90-е». Мы ностальгируем и кроссовки будят в нас хорошие воспоминания, вторит ему основатель музея Shoezeum американец Джордан Геллер, внесенный в Книгу рекордов Гиннесса как обладатель самой большой коллекции кроссовок в мире (в свое время он владел более чем 15 000 пар).
Согласно отчету компании Grand View Research, объем мирового рынка спортивной обуви ежегодно увеличивается в среднем на 5,1% и к 2025 г. достигнет $9 млрд. Не отстает от него и рынок перепродажи кроссовок: по прогнозам Sotheby’s, к тому же моменту он вырастет до $6 млрд. Хачатрян отмечает, что за 4,5 года он потратил на кроссовки примерно $30 000. За это время его коллекция из 60 пар обуви подорожала почти вдвое.
$560 000
за такую сумму ушла с молотка пара Air Jordan 1, разработанная дизайнером Питером Муром в 1985 г. специально для Джордана
«Подобно часам, произведениям искусства или другим коллекционным категориям, кроссовки и уличная одежда также могут иметь историческое и культурное значение, исключительное происхождение, редкость и другие стандартные атрибуты премиальных продуктов», – объясняет директор по развитию электронной коммерции Sotheby’s Брам Вахтер. Самый хрестоматийный пример – самозашнуровывающиеся кроссовки из фильма «Назад в будущее». Сейчас пара Nike Air Mag стоит более $20 000, а левый ботинок самого Марти Макфлая со съемочной площадки 1989 г. два года назад был куплен на eBay за $92 000.
Ландшафт моды полностью изменился за последние два десятилетия, говорит российский дизайнер Маша Цигаль, и спортшик – это ответ на отказ общества ставить себя в какие-то рамки и соответствовать каким-то искусственным стереотипам. «Времена, когда так называемые стражи моды решали, что нужно носить, даже если аксессуар идет вразрез с удобством и вредит здоровью, безвозвратно ушли. Отсюда и рост популярности кроссовок, ведь это комфортные вещи, в которых человек отлично себя чувствует не только на фотографиях, но и в жизни», – полагает Цигаль. Также она связывает востребованность винтажных кроссовок с трендом на осознанное потребление. «Массовое производство не только вредит окружающей среде, но и приводит к обезличиванию вещей, убирает из них уникальность, которую всегда ищет покупатель. Эксклюзивность есть только в тех вещах, которых мало, они же впоследствии становятся и арт-объектами», – объясняет дизайнер.
Выгодные коллаборации
По мнению экспертов, чтобы стимулировать спрос со стороны потребителей, многие бренды сознательно ограничивают производство и создают необычные коллаборации. Например, NikeCraft Mars Yard 1.0, созданные корпорацией в сотрудничестве с современным американским скульптором Томом Саксом, дебютировав в 2012 г. за $385, теперь продаются в 10–20 раз дороже. А разработанная совместно с художником Дэниелем Аршамом модель Adidas Future Runner 4D, выпущенная в продажу за $450 в 2018 г., сегодня стоит на 400% дороже.
Примечательно, что творческие тандемы образуются не с профессиональными модельерами и художниками, но и с известными рэперами или атлетами уровня Канье Уэста, Трэвиса Скотта и Леброна Джеймса. «Я живу в России, а мои любимые рэперы – в Соединенных Штатах, – рассказывает о своей ситуации Хачатрян. – Ни сфотографироваться, ни взять автограф, соответственно, не представляется возможным. Единственное, что мне остается, – это иметь что-то, к чему эти артисты приложили руку. Кроссовки есть почти от всех, кого я слушаю, – Канье, Дрейк, Кендрик Ламар, Асап Роки, Эминем».
Впрочем, по мнению директора Art Market Research Себастьяна Дути, феномен популярности кроссовок как объекта коллекционирования обусловлен не столько коллаборациями, сколько вниманием к этому аксессуару со стороны инфлюенсеров. «Твит или пост в Instagram лидера мнений может быстро привлечь внимание к конкретной паре кроссовок или акцентировать его на том, что она была выпущена ограниченным тиражом. Такая стратегия генерирует интерес cреди подписчиков, и вещь, по сути, становится коллекционной», – считает он. Например, в прошлом году для продвижения лимитированной модели Nike Air Max 97 под названием Jesus Shoes («обувь Иисуса») со слоганом Walk on water («Ходи по воде») шесть пар этой обуви были направлены влиятельным блогерам и знаменитостям. В итоге все 20 пар кроссовок стоимостью от $3000 были раскуплены за несколько минут после начала продажи.