В Португалии открылся парк развлечений для любителей вина
Вино как шоу – свежая многообещающая мировая тенденцияВ винной столице Португалии, городе Порту, после пяти с лишним лет подготовительной работы открылся крупнейший в мире парк развлечений для любителей вина – World of Wine, сокращенно WOW. Объединив шесть тематических музеев и две специализированные школы, проект взял на себя амбициозную культурно-образовательную миссию. Переоборудование винных погребов, в которых на площади 55 000 кв. м расположился мегааттракцион, обошлось инвесторам в 105 млн евро.
По своему размаху португальский проект превзошел все предыдущие попытки разработать винную тему в формате культурно-массовой достопримечательности. Для сравнения: на работающий в Бордо с 2016 г. грандиозный винный центр Cité du Vin было потрачено «лишь» около 80 млн евро. В силу пандемических ограничений потоки туристов на WOW пока не нахлынули, и широкая публика еще не успела оценить концепцию по достоинству, но масштабы вложений, конечно, вызывают тот wow-эффект, на который рассчитывали учредители.
WOW-опыт
Открытие винного парка, запланированное на начало 2020 г., из-за коронавируса задержалось до 31 июля, а в связи с нарастанием второй волны некоторые части проекта – музей винных аксессуаров и сосудов для питья, школа винного мастерства, гастрономическая школа, музей шоколада и музей моды – будут открываться для посетителей поэтапно.
По словам Эдриана Бриджа, CEO и главного акционера WOW, а также совладельца одного из старейших португальских винных домов – Taylor, Fladgate & Yeatman, идея парка развлечений для виноманов родилась еще в 2010 г., когда на высоком склоне Вила-Нова-ди-Гайя (правобережный район Порту, где расположена большая часть винных складов) открылся первый винный люкс-отель Yeatman. Спустя год здесь же, с тем же завораживающим панорамным видом на город и реку, появился первый ресторан высокой кухни. Растущее число посетителей и раздразненный аппетитом интерес к вину побудили учредителей вывести проект на новый масштаб.
«Мы поняли, что место с невероятно богатой историей, связанной не только с вином, но и с культурным наследием, с гастрономическими традициями, с архитектурой, вполне заслуживает этого, – говорит Бридж. – И еще мы поняли, что сегодня люди не хотят быть туристами, они хотят быть путешественниками».
WOW как будто создан по учебнику новейшего маркетинга. Вино здесь преподносится как опыт, переживание, открытие и приключение – в точном соответствии с теорией Economy of Experience, о которой так много говорят в последнее время. Теория эта предполагает, что для современного потребителя переживание опыта знакомства с предметом и воспоминание о нем оказываются важнее, чем сам предмет и чем факт его приобретения. Как ни парадоксально, соприкосновение современных ценителей вина с тайнами рождения портвейна может быть важнее, чем сам портвейн.
WOW-демистификация
Впрочем, будем точны в формулировках: создатели WOW-парка не хотят окружать вино завесой таинственности. Напротив, они стремятся эти тайны развеять. «Мы решили давать людям информацию без мистификаций, в логической последовательности, – продолжает Бридж. – Я вообще не люблю усложнений и предпочитаю хорошие истории».
Свои хорошие истории о вине создатели WOW рассказывают самыми современными способами. Например, процесс созревания винограда посетители могут изучить по 3D-макету гигантской ягоды, а понять, как проходит брожение, можно, окунувшись в виртуальную дубовую бочку с вином. Если от обилия информации вы растерялись, то осознать собственные предпочтения в многочисленных винных стилях вам поможет голограмма винного эксперта.
По обилию мультимедийных эффектов и аудиовизуальной техники португальский WOW превосходит другие винные «места силы» – и расположенный в футуристической башне бордоский Cité du Vin, и закопанный в гигантский погреб риохский музей вина Vivanco, и тем более канувший в Лету лондонский Vinopolis. Есть основания надеяться, что хотя бы за счет достижений научно-технического прогресса WOW окажется более успешным, чем его предшественники, не менее благонамеренно стремившиеся развеять ореол винных секретов.
Движение за демистификацию вина развернулось во всем мире уже несколько десятилетий назад. И по странному стечению обстоятельств, в котором при желании можно увидеть причинно-следственную связь, потребление вина в мире на протяжении тех же десятилетий медленно, но неуклонно снижалось. Демистификация сродни диффамации, только она задумана во благо, а действует почему-то наоборот.
Ведь сколько разоблачительных слов было сказано, например, о пагубном влиянии бургеров – на карму, фэншуй, женскую привлекательность и мужскую потенцию, – а один только взгляд на красивое фото очередного бигмака по-прежнему вызывает неизбежное слюноотделение, и число бургерных точек в общепите продолжает расти. И, напротив, сколько красивых, правильных слов о вине бывало произнесено в течение четырехчасовой экскурсии по лондонскому Vinopolis, а он все равно закрылся.
Оптимизм в создавшейся исторической ситуации вызывает, пожалуй, лишь то обстоятельство, что по силе wow-эффекта никакие мудреные сенсорные опыты пока не приблизились к отличному бокалу вина.