Японец из джунглей
Чем запомнился миру Кензо ТакадаЧеловек, которого весь мир звал и знал просто по имени, родился в японской деревушке в провинции Хиого в 1939 г. Это не помешало ему стать одним из ведущих французских кутюрье, хотя родители Такады хотели, чтобы он занимался литературой. Молодой человек не стал перечить родителям, но, проучившись семестр, все бросил и поступил в токийский колледж дизайна одежды Bunka Fashion College, став, кстати, первым юношей, обучающимся в этом учебном заведении. В дальнейшем эпитет «первый» будет часто сопровождать Кензо в его творческой биографии.
В 1965 г. Кензо уезжает попытать счастья во Францию – чтобы стать первым японским дизайнером, добившимся успеха на Западе и покорившим мир французской моды. На это большое морское путешествие из Азии в Европу он не копил денег и вообще вряд ли его планировал. Вмешалась судьба: при подготовке к первой азиатской Олимпиаде, которая прошла в Токио в 1964 г., снесли дом, в котором жил Кензо, и молодой человек решил потратить выплаченную компенсацию на путешествие, на поиск новой жизни.
Кензо прибыл на корабле в Марсель, проведя в пути больше месяца. А оттуда сразу заспешил в Париж. Но город поначалу показался ему неприветливым и мрачным. Такаде понравились только парижские цветочные магазины – и впоследствии именно цветочный принт станет знаковым для Kenzo.
Столица мировой моды отнеслась к японцу благосклонно: всего пять лет спустя, в 1970 г., Такада открыл в Париже свой первый магазин одежды под названием Jungle Jap – «Японец из джунглей» (jap – «японец», такое прозвище Такада получил в столице мировой моды). Впрочем, назвать то заведение магазином язык не поворачивается: Кензо просто купил старую заброшенную лавку и перекрасил стены в яркие цвета в стиле тропических зарослей Анри Руссо. Примечательно, что Jungle Jap изначально назывался не только магазин, находящийся в стороне от респектабельных бутиков французских кутюрье, но и сам бренд, созданный Такадой. Своим именем он назовет марку позже – только в 1976 г. Однако тема джунглей отныне навсегда останется одной из визитных карточек Kenzo и будет особенно популярной после 2012 г., когда выйдет коллекция толстовок с изображением тигра.
Чтобы проникнуть в мир большой моды, Кензо придумал грамотный, казавшийся очевидным ход, который сразу обеспечил ему признание и славу. Открыв магазин, он представил искушенной парижской публике платье, сшитое из ткани повседневного кимоно. Традиционные народные костюмы, «прочитанные» на европейский лад, интерес к этнике в целом, разнообразные узоры, свободный деконструированный крой – все, что предложил Парижу Кензо Такада, оказалось в 70-е гг. определяющим для моды, причем не только для pret-a-porter, но и для haute couture.
Как и следовало ожидать, одной модой сердце не успокоилось – именно Кензо Такада одним из первых стал превращать показы в зрелищные шоу. Достаточно вспомнить, как в конце 70-х он устраивал показы в цирке и лично разъезжал по манежу на слоне. Не ограничивал себя Такада и в бизнесе: он построил настоящую империю моды – с парфюмерной линией, с товарами для дома, мужской и детской одеждой.
В 1993 г. марка Kenzo была куплена французским концерном LVMH. А в 1999 г. Кензо Такада ушел из дома моды. И тогда же первым среди модельеров был удостоен американской премии Time for Peace Award «За космополитическую карьеру и стиль, впитавший в себя отголоски различных культур и традиций». Расставание было не самым простым, но, как истинный сын своей страны, Кензо оказался выше слухов и домыслов. Он просто зарегистрировал несколько новых брендов, основав марки Yume, Gokan Kobo, Takada.
В этом году Кензо Такада представил миру свое новое детище – мебельный бренд K3. Впереди было еще много планов, открытий и идей, которые он был готов подарить миру. Не получилось. Коронавирус оказался сильнее. Мастер ушел. Но осталась память о нем. И его творения, такие же воздушные и легкие, как он сам.
«Надо быть любопытным и делать только то, что нравится, даже если это не приносит денег, – говорил он в одном из своих интервью. – Нужно много работать и многим делиться. И почаще устраивать себе праздники. Уезжать туда, где голубое небо, золотистый песок и жаркое солнце. А потом возвращаться и начинать все заново».
Будем считать, что Кензо Такада просто уехал. И где-то там, очень далеко, начинает все с нуля.
Прощайте, маэстро!