Завершились ярмарки современного искусства Cosmoscow и blazar

Обе рапортуют о впечатляющих продажах
Инсталляция Томми Кэша «Заяц и волк» (30 000 евро) – увеличенные до циклопических размеров герои легендарного «Ну, погоди!»
Инсталляция Томми Кэша «Заяц и волк» (30 000 евро) – увеличенные до циклопических размеров герои легендарного «Ну, погоди!» / Андрей Гордеев / Ведомости

Массовый исход ярмарок искусства в онлайн, стартовавший с Art Basel в Гонконге, продолжается до сих пор – уже объявили об отмене живых смотров ноябрьский Tefaf в Нью-Йорке и тот же Art Basel в Майами в декабре. Но итоги всех онлайн-смотров современного искусства за последние полгода оказались разочаровывающими для большинства галеристов. «Если ты торгуешь работами актуальных художников, а не голубыми фишками, их надо показывать коллекционерам живьем», – поделилась с «Ведомостями» Ольга Темникова, совладелец таллинской Temnikova & Kasela Gallery. Так что на встречу в Москве уповали буквально все – и дилеры, и истосковавшиеся по арт-шопингу клиенты, разогретые мелкими покупками в популярной группе «Шар и крест» в Facebook. Относительно стабильная после отмены карантина ситуация в столице позволила открыть Cosmoscow на том же месте в тот же час.

Не без потерь

К началу смотра на сайте Cosmoscow по обкатанной коллегами из других стран схеме была запущена онлайн-версия ярмарки. Она открылась для vip-клиентов за три дня до офлайна с виртуальными кабинетами галерей-участниц, где можно было разместить несколько работ с описаниями, биографией художников и ценами. Готовилась и расширялась параллельная программа. В рамках ее прошло в том числе открытие новой крупной галереи Ilona-K Artspace в одной из башен «Москва-сити», а также ярмарки-сателлита blazar, специализирующейся на молодом искусстве.

Но главное – велся поиск элегантных путей закрытия дыр в ярмарочном городке Гостиного двора, образовавшихся из-за отсутствия ряда иностранных участников. Часть освободившихся площадей предложили российским галереям, так что некоторые из них присутствовали в двойном объеме, другие отдали спецпроектам. Самым крупным из них стала выставка-продажа «Сделано в Москве», на которой все дилеры бесплатно могли разместить работы на бумаге своих художников. Произведения стоимостью от 200 до 4500 евро почти полностью разошлись в день открытия.

Таланты и поклонники

Temnikova & Kasela – фактически единственная из иностранных участников галерея, в полном составе, с директором и всеми работами, доехавшая до Москвы. Как? «Не спрашивайте, приключение еще то», – отмахивается Темникова. Остальные в лучшем случае смогли организовать доставку работ, в худшем, как это сделала, например, анонсированная ярмаркой в июне международная Perrotin Gallery, отказались от участия в силу закрытых границ. Приехавшие явно в выигрыше.

Со стенда эстонцев ушла меланхоличная живопись Ольги Чернышевой (6500 евро за малую и 26 000 евро за крупноформатную работу), инсталляция Томми Кэша «Заяц и волк» (30 000 евро) – увеличенные до циклопических размеров герои легендарного «Ну, погоди!». Польская Dawid Radziszewski Gallery продала коллажи Зины Исуповой (от 200 до 3500 евро) и работы последних лет нонконформиста Льва Повзнера (от 2900 евро). В столичной Ruarts разлетелись почти все 14 свежих мозаик из фанеры граффити-художника Дмитрия Аске (3500–11 000 евро), расцветившего своими узнаваемыми муралами залы Ленинградского вокзала. В pop/off/art ушли абстракции Виталия Пушницкого (от 16 000 евро). Молодая Lazy Mike сделала соло-выставку скульптора Александра Кутового. Новая серия распечатанных на 3D-принтере работ – это ироничный микс фрагментов античных скульптур с утилитарными объектами, посвященный десакрализации классического искусства. Головы-гири богинь и другие объекты разошлись по цене от 4500 евро.

Не отставали и петербургские тяжеловесы: галерея Марины Гисич уже на второй день после вавилонского столпотворения на открытии ярмарки наполовину обновила стенд с макабрической живописью Петра Швецова (5500–14 000 евро) и бычьими сердцами и канатами из стекла давно полюбившейся европейским коллекционерам Марии Кошенковой (от 5000 евро). Anna Nova рассказала об успешных продажах украинского скульптора Aljoscha и американского компьютерного аниматора Джонатана Монагана.

Успешно выступили и нестоличные участники – калужская Pro Art’s Gallery и Х.Л.А.М. из Воронежа. Первая предлагала нервическую живопись и графику в духе граффити Алексея Васильева (от 3000 и 300 евро соответственно), а вторая – новую серию живописных фантасмагорий лауреата премии «Инновация» Ивана Горшкова «Се жизнь» (1800–2500 евро).

За пределами

Ярмарка в очередной раз показала не только свой крепнущий коммерческий потенциал, но и все более солидаризирующееся арт-сообщество, в котором явные и скрытые конкуренты пытаются единым фронтом в сложные времена продвигать современное искусство и помогать друг другу. «Я чувствую, что сейчас мы уверенно идем к пику популярности современного искусства!» – отметил искусствовед и галерист Сергей Попов.

Солидарность галеристов выражается, в частности, в многочисленных коллаборациях с государственными музеями и частными институциями. Так, одним из проектов Cosmoscow стала выставка работ, приобретенных самими художниками в вышеупомянутой группе «Шар и крест». Также одновременно с ярмаркой открылись экспозиции по всей Москве: от Международной молодежной биеннале до Триеннале современного искусства в «Гараже».

Сыграла свою роль и опека старшей сестрой амбициозного новичка – ярмарки молодых художников blazar. Последняя выступила на разогреве Cosmoscow – открылась на пару дней раньше в одном из зданий Музея Москвы. Ее концепция – продажа работ авторов до 35 лет по доступным ценам (средний чек вышел 30 000 руб.). Причем художники сами предлагали экспертному совету сеты своих работ и при положительном решении получали место бесплатно, отдавая устроителям половину выручки за проданные вещи. Молодое, но не зеленое искусство тоже показало отличный результат. Уже в первые часы после открытия концептуальная керамика Ольги Шурыгиной и lota lota, объекты Маяны Насыбулловой, живопись Алексея Дубинского, графика Саши Зубрицкой, залитый эпоксидной смолой ковер Марго Макаровой и многие другие вещи нашли покупателей – музейных директоров, финансистов и бизнесменов, хлынувших на первый живой арт-шопинг осени.