Послание в бумажной бутылке

Эконаправление в винном производстве
Cantina Goccia
Cantina Goccia

На исходе ХХ в. люди уже думали об охране окружающей среды и о рачительном использовании вторсырья. В 1980-е гг. бутылки на пунктах стеклотары принимали по цене пирожка или мороженого, а за 20 кг макулатуры давали абонемент на собрание сочинений какого-нибудь литературного классика. Но времена причудливо изменились. Классиков теперь читают на экранах планшетов, а бутылки начали делать из макулатуры. В середине этого лета одна за другой стали поступать новости о выпуске вин и спиртных напитков в экономичных и экологичных бумажных бутылках.

Сначала британская компания Frugalpac сообщила о запуске своей винной бутылки, сделанной на 94% из вторично переработанного картона. Бутылка весит всего 83 г, что примерно в 5 раз меньше самых легких стеклянных бутылок того же объема, а количество углекислого газа, который выбрасывается в атмосферу при ее изготовлении, меньше даже в 6 раз. Собственно картон от содержимого бутылки отделяет тонкая пластиковая прослойка, но дотошные британские ученые подсчитали, что количество пластика в данном случае на 77% меньше, чем в ПЭТ (к сведению максималистов, пластик тоже вторично переработанный и подлежащий дальнейшей переработке). Первым винным хозяйством, которое решилось на использование инновационной бутылки, стало итальянское Cantina Goccia из Умбрии. В картонную бутылку было разлито красное вино под названием 3Q урожая 2017 г. (бленд санджовезе, каберне и мерло), уже отмеченное в рейтингах английского винного журнала Decanter. Frugalpac не намерена останавливаться на одной винодельне и ведет активные переговоры с розничными сетями.

Новость от гигантской алкогольной корпорации Diageo о ее инновационной бумажной бутылке отстала от первой всего на пару недель. Однако содержание ее еще радикальнее: сообщается, что созданная из переработанных бумажных волокон новая бутылка для виски Johnnie Walker вообще не содержит пластика. От воздействия агрессивного спиртового раствора бумажный сосуд защищает тонкий слой особой смолы, которая, если верить сообщению Diageo, в пустой бутылке «дезинтегрируется». Укупорена бутылка алюминиевым колпачком, маркированным как recyclable. Представители компании рассматривают намеченный на следующий год запуск бумажной бутылки как эпохальный в истории двухсотлетнего бренда.

Еще через неделю после появления новости от Johnnie Walker подоспело известие от французского монстра из мира роскоши – LVMH. Входящий в этот холдинг шампанский дом Ruinart (старейший производитель шампанского) объявил о выпуске инновационной «второй кожи» для своих бутылок – оболочки, сделанной из деревянных волокон, которая должна заменить традиционные подарочные упаковки. Вторая кожа легче подарочного ящика в 9 раз, и ее производство на 60% меньше загрязняет атмосферу выбросами CO2. Оболочка стилизована под белую салфетку, которой принято оборачивать бутылку шампанского при подаче в ресторане. Она предохраняет шампанское от опасного воздействия света, долго удерживает температуру вина после охлаждения в холодильнике, однако не теряет товарного вида и в ведерке со льдом. Оболочка также подлежит вторичной переработке, хотя о том, как содрать вторую кожу с бутылки, не сообщается.

Первые слухи о бумажном заговоре против стеклотары поползли по алкогольному рынку уже около года назад, когда несколько транснациональных корпораций (Pernod Ricard, Coca Cola, L’Oreal и Сarlsberg совместно с производителем упаковочных материалов Paboco) объявили о начале работы над созданием экологичных бутылок из бумаги и деревянных волокон. Прошлой осенью Сarlsberg даже опубликовала фотографии прототипа своей бумажной бутылки и анонсировала скорое начало ее выпуска. Однако виноделы смогли выстрелить первыми.

Маркетологи давно предсказывали появление новых видов тары в индустрии напитков – новое поколение покупателей готово к экспериментам. Среди главных преимуществ бумажной бутылки для потребителя называются малый вес и хорошие термоизоляционные качества картона, а также то обстоятельство, что его в принципе невозможно разбить. Единственное пока замеченное слабое звено в ряду потребительских свойств заключается в том, что контролировать уровень напитка в бутылке может лишь разливающий, да и то приблизительно – только по весу.

Если бы интеллигентному представителю поколения Х в пору его отрочества, лет 30–40 назад, сказали, что 20 кг макулатуры, которую он тащит на пункт вторсырья, правильнее использовать для производства бутылок – вместо тех, которые он накануне сдал по 10 коп. за штуку, он бы, наверно, обиделся. Но у поколения миллениалов свои взгляды на мир, свои способы зарабатывать и свои поводы тратить. Как сказано в годовом обзоре американского винного рынка, сделанного специалистами калифорнийского банка Silicon Valley Bank, «миллениалы скептически воспринимают мутный маркетинг, обычно не доверяют богатым, и им нет дела до истории вашего бренда». Но они хотят точно понимать, что вы преподносите им в бутылке и как вы собираетесь изменить мир к лучшему.

Если дети следующего поколения будут не только запускать в небо бумажных змеев и пускать по ручьям бумажные кораблики, но и наливать молоко из бумажных бутылок, то, может быть, и отношение к бутылке вообще изменится в лучшую сторону.