Доводы в пользу «Довода»
В кинотеатры после локдауна возвращается большое киноКинотеатры вроде работают уже месяц, по крайней мере московские. Но зрители возвращаться в кино не спешат, и попкорн в кинобаре пока не востребован.
Мы просто отвыкли. За полгода домашнего заточения даже самые упрямые фанаты больших залов подсели на сериалы и смотрели если не «Нормальных людей» (ирландский сериал «про отношения» по одноименному бестселлеру Салли Руни), то «Чики» (наше драмеди про провинциальных проституток, мечтающих открыть фитнес-клуб). Все это новинки, чего не скажешь про афишу открывшихся кинозалов, где предлагались фильмы, стартовавшие до локдауна. При этом билеты и попкорн только онлайн, проход в зал только в масках и перчатках, рассадка в шахматном порядке.
Получалось, что, оставшись дома с купленным в «Ашане» попкорном (раз в пять дешевле, чем в кинобаре) и новым сериалом, ты мог забыть о проблемах и вирусах – как раз тот самый эффект, за которым мы и шли в кинотеатры.
Мультиплексам и зрителям нужен был крутой блокбастер, который спасет всех. Фильм, который будет выглядеть так, как надо, только на большом экране и о котором все будут говорить. Короче, нужен был локомотив, который потянет за собой вагоны – фильмы попроще.
Еще весной профессионалы делали ставки. Кто-то считал, что этим локомотивом будет «Черная вдова» со Скарлетт Йоханссон, кто-то – что новый «Топ Ган», ремейк знаменитого фильма с Томом Крузом. В середине лета стало понятно, что им будет «Довод» Кристофера Нолана.
Нолан – один из лучших современных режиссеров, умеющий делать интеллектуальное кино за двести миллионов долларов. Он один из немногих, кто ориентируется на умного зрителя (а всем нам хочется так о себе думать). И он, кажется, единственный, чьи фильмы нужно смотреть по второму, а то по и третьему разу – кино Нолана всегда не то, чем кажется поначалу.
Пару месяцев назад, когда стало ясно, что не все страны выйдут из локдауна одновременно, развернулись жаркие споры: что делать с «Доводом»? Если показать его сейчас, в самом конце лета – начале осени, он неизбежно провалится в прокате. И не потому, что плох, – плохих фильмов Нолан не снимает. «Довод» не окупит бюджет, потому что большинство кинотеатров в Америке и Европе еще закрыты, а тех, что есть, слишком мало. В России, например, сейчас работает примерно 25% кинозалов, хотя министр культуры Ольга Любимова обещала в ближайшие недели поднять уровень до 50%.
Небольшое число кинотеатров и зрителей только полбеды. Сюжеты всех фильмов Нолана таковы, что их нельзя пересказывать – правило сарафанного радио тут не работает. Пересказ сюжета «Довода» – это сплошной спойлер, а значит, чем меньше вы о нем знаете, тем лучше для вас.
Обычно в таких случаях пресс-показы и премьеры проводятся одновременно почти во всех точках земного шара. Но в дивном новом постпандемическом мире это невозможно. Официальная премьера «Довода» в Европе состоялась 26 августа. К нам фильм приходит на неделю позже, а значит, утечки неизбежны – всегда найдутся желающие поделиться, кто в финале «пришил старушку».
Предвидя эти проблемы, кто-то предлагал выпустить «Довод» ближе к зиме, когда ситуация с кинотеатрами урегулируется (а может, и нет). Для «Довода», возможно, это было бы хорошо, но дело в том, что кинотеатры до этого могли не дожить. Что показывать до зимы? Фильмы 2019 г. при полупустых залах?
Сам режиссер заявил, что готов к провалу «Довода», если это поддержит киноиндустрию и кинотеатры. Фильм нужно выпускать сейчас, сказал он, и стоит оценить это благородство: немногие режиссеры поступили бы так же. Кстати, мы любим Нолана еще и за эту безрассудную романтику: в его новом фильме золотые слитки не имеют никакого веса против шанса спасти девушку – в настоящем или будущем.
В общем, первый пошел. Увидеть «Довод» можно только в 2D – Нолан фанат классики и 3D подчеркнуто ненавидит. Смотреть «Довод» нужно на большом экране – эффект погружения достигается за счет масштабных съемок, бьющего по ушам саундтрека Людвига Йоранссона и действия, которое не останавливается ни на мгновение – у вас даже не будет шанса понять все происходящее, вы подумаете об этом завтра.
Интеллектуальный триллер о пространственно-временном континууме, который одновременно и боевик, и фантастика, и мелодрама, должен привлечь в кинотеатры прежде всего мужчин с высшим техническим образованием. Но даже если вы конченый гуманитарий, недооценить «Довод» невозможно: он до того интересно придуман, что еще долго после финальных титров вы будете соединять сюжет в стройную линию.
Если слово «континуум» отпугнуло вас уже на стадии анонса, со своей задачей «Довод» все равно справился: он подтащил за собой еще множество «вагончиков». Одновременно в кинотеатрах выходят подростковые «Новые мутанты», ревизионистский мультфильм «Сказки Серого Волка» и смешной российский блокбастер «Вратарь Галактики», который ждал очереди с января 2019 г. Жизнь должна продолжаться! И это безусловный довод в пользу «Довода».