Что смотреть на постковидном «Битфесте»
Фестиваль впервые пройдет в кинотеатрах и онлайнФестиваль документального кино «Битфест» проявился в 2010 г. и быстро вырос из камерного субкультурного смотра документальных фильмов о музыке в масштабный проект, осмысляющий состояние современной культуры в самых разных ее проявлениях. Сегодня Beat Film Festival собирает больше 30 000 зрителей в Москве, а осенью еще столько же в 15 городах России на региональных показах программы Beat Weekend.
Закрыто на карантин
Обычно «Битфест» проходил в конце мая – начале июня. В этом году он по понятным причинам переносился несколько раз. Сначала его старт отодвинули с 28 мая на 21 июля. Но после того, как Сергей Собянин разрешил кинотеатрам открыться с 1 августа, организаторы приняли решение подождать еще и все же показать часть фильмов в кинозалах.
Несмотря на объективно трудную ситуацию, вариант отменить «Битфест» не рассматривали. На момент первого переноса фестиваль планировали полностью перевести на платформу «Кинопоиск». Сейчас форматы офлайн и онлайн хотят совместить. В Москве зрители смогут сходить на фестивальные ленты в кино – сеансы будут проходить с обязательными нынче оговорками про соблюдение всех санитарных норм, маски и перчатки на персонале и наполовину заполненный зал. Также в дни фестиваля почти все фильмы фестивальной программы можно будет посмотреть на платформе «Кинопоиск HD».
В этом году покажут около 40 фильмов, т. е. от ситуации с пандемией полнота программы не пострадала. Гала-премьер (показов главных хитов с последующим обсуждением с известными спикерами) шесть. Еще будут кураторские секции журналиста, критика и главного редактора издания «Полка» Юрия Сапрыкина и журналиста и сценариста компании Lorem Ipsum Александра Горбачева, программа с музеем «Гараж» и программа Нацконкурса.
Главные премьеры
Один из главных хитов «Битфеста» этого года – лента о самом известном уличном художнике современности «В погоне за Бэнкси». Это новая работа, и открывается она эпизодом 2018 г., когда на аукционе Sotheby’s картина Бэнкси «Девочка с шаром» самоуничтожилась после того, как установила рекорд стоимости. Та история актуализировала дебаты о том, что считать искусством. И фильм «В погоне за Бэнкси», в общем-то, тоже занимается поисками ответа на этот вопрос. Естественно, без самого Бэнкси в кадре. По окончании показа фильм можно будет обсудить с директором «Мультимедиа арт музея» Ольгой Свибловой, а позже состоится паблик-ток с онлайн-галереей Sample о коммерческом измерении стрит-арта.
Еще один фильм об уличном искусстве – «Марта Купер: история о граффити» – о знаменитой нью-йоркской женщине-фотографе, посвятившей свою жизнь документации стрит-арта. Купер заинтересовалась уличным искусством в конце 1970-х, тогда она работала фотокорреспондентом. Сейчас ей 80, она активна, продолжает работать и по-прежнему открывает выставки и выступает на стрит-арт-событиях.
Главная модная премьера «Битфеста» – лента «Colette, любовь моя» об одном из самых знаменитых магазинов мира, парижском Colette. Смелая идея открыть магазин, где бы рядом на небольшой площади продавались одежда, музыка и предметы дизайна, пришла в 1990-х Колетт Руссо. Мысль казалась чересчур авангардной, и бутику прочили скорое закрытие. Этого не случилось, даже напротив – магазин стал настоящей достопримечательностью Парижа. Правда, все равно закрылся три года назад. О форматах необычных магазинов после фильма расскажут журналисты издания The Blueprint.
Еще один фильм о красивом и модном – «Говорит Трумен Капоте», печальная история о последних годах жизни американского писателя. На пике славы Капоте собирается выпускать роман о высшем обществе Америки, но успевает опубликовать всего несколько глав. Увы, многие его светские подруги узнали в героях себя и остались недовольны литературным портретом. После фильма его можно будет обсудить с журналистом и литературным критиком Анной Наринской.
Феминистскую повестку закрывает лента «Мэйден» о яхтсменке Трейси Эдвардс, собравшей первую в мире женскую команду для кругосветной регаты. В ней показано, как в 1989 г. Эдвардс собрала 12 единомышленниц и отправилась в кругосветную гонку на яхте. Фильм вошел в шорт-лист премии «Оскар».
Что покажут кураторы
Героями фильмов программы «Наперекор» Горбачева станут активисты, бунтари и прочие несогласные. Горбачев еще называет их теми, кто меняет будущее. Главные вопросы – основные болевые точки современного общества: экология, харассмент и права женщин, бодипозитив.
«Сейчас или никогда» – история об одной из самых узнаваемых и раскрученных сейчас активисток, Грете Тунберг. В ленте «Под запись» поднимается тема харассмента и сексуальных домогательств и преступлений на примере одного из самых громких скандалов в американском шоу-бизнесе, когда Расселл Симмонс, основатель хип-хоп-лейбла Def Jam и миллионер, изнасиловал свою подчиненную Дрю Диксон. Одни из наиболее важных и эмоциональных моментов – рассказы Диксон от первого лица, в которых она вспоминает роковой вечер, а также ее сомнения, стоит или не стоит предавать случившееся огласке.
Тематика программы Сапрыкина в чем-то схожа с «Наперекор». Ленты его подборки «Вне игры» тоже о людях и сообществах, не вписавшихся в мейнстрим. Здесь есть история «Книготорговцы» (Booksellers) – фильм об эксцентричном мире нью-йоркских букинистов и коллекционеров антикварных книг, байопик группы Swans и ее лидера, великого нонконформиста Майкла Джиры, и даже черно-белая лента о жизни итальянских католических монахов, изучающих кунг-фу и устраивающих рейвы в ожидании конца света.
Beat Film Fest пройдет с 1 по 14 августа