Как зритель стал важнее произведения

Во времена карантина разные виды искусства острее конкурируют за наше внимание
Фрагмент видео Ирины Наховой «Диптих. Мастерская». 2020
Фрагмент видео Ирины Наховой «Диптих. Мастерская». 2020

«Я работаю и одновременно слушаю онлайн-трансляции опер из Metropolitan, иногда посматриваю на монитор – что там происходит – и вижу себя в отражении на экране, а после работы мою кисточки, – объясняет из Нью-Джерси художница Ирина Нахова. – «Мет» запустил круглосуточные трансляции спектаклей, и на второй неделе карантина мы наслаждались целой неделей Вагнера. В мое видео попали «Мейстерзингеры» и «Тангейзер», но там было же все «Кольцо нибелунгов» в постановке Лепажа, гениальной! Мне это было еще потому приятно, что мы видели все это живьем – «Золото Рейна», «Валькирию», «Тристана».

Вагнеровское «Кольцо» в «Мет» ставил в начале 2010-х Робер Лепаж, а оркестром руководил Джеймс Левайн, до 2016-го – главный дирижер нью-йоркского театра, потом, в связи с болезнью (он дирижировал уже сидя в кресле-коляске), почетный худрук. В 2018-м на волне #metoo его уволили за давние приставания к молоденьким оркестрантам, замаравшие репутацию музыканта. Похоже, эпидемия ее отмыла, раз шедевр Лепажа – Левайна извлекли на свет и предъявили – с понятной гордостью – зрителям всего мира.

Минуты изоляции

Десятиминутное видео Наховой, напомнившее о Вагнере, – часть нового проекта «100 способов прожить минуту», запущенного ГМИИ им. А. С. Пушкина. Художница моет кисточки и руки, напоминая о необходимости соблюдать гигиену. И о тяжкой задаче сохранять чистоту помыслов и рук в искусстве. 

Известные художники, кураторы, искусствоведы пишут о высоком и о бытовом, делятся карантинными мыслями и плодами деятельного затворничества. В проекте «100 способов прожить минуту» есть тексты и есть видео – в разделе «Цифровой обмен», по одному автору в неделю. Видеопоказ стартовал тремя работами Лорана Грассо разных лет – рассказами о пустоте, приходящей на смену жизни: о Помпеях, снятых с дрона в мини-фильме «Черное солнце», об австралийской пустыне etc. Расписание заранее не объявляют, как в сценической импровизации, рождающейся и умирающей у нас на глазах. Только теперь не у нас в широком смысле, а персонально у каждого из нас, сидящих дома в одиночестве или в кругу не столь многочисленной, как зрительный зал, семьи.

В проекте ГМИИ задействованы художники Ширин Нешат, «Провмыза», Гари Хилл, Таус Махачева, недавний лауреат премии Дюшана Клеман Кожитор. Всего более 70 имен. Чья-то работа закончена, чья-то – нет: нас приглашают следить за обновлением сайта 100waystoliveaminute.pushkinmuseum.art, устроенного столь хитроумно, что не вдруг разберешь. Как будто конструкцию специально усложнили, чтобы разбираться с ней весь карантин.

Театр одного зрителя

Куда проще оказалось сладить с сайтом той самой Метрополитен-оперы – мы разобрались с ним с первой попытки. Каждую неделю вывешиваются расписания онлайн-трансляций: для одних сидение дома началось «Онегиным» с Хворостовским, для других – «Никсоном в Китае». И «Мет» не одинок в своей щедрости.   

Фрагмент видео Ирины Наховой «Диптих. Мастерская». 2020
«Золото Рейна» Метрополитен-опера / Метрополитен-опера

Гамбургская опера со «Страстями по Матфею» – сценическим прочтением Баха, осуществленным Ромео Кастеллуччи, соперничает с воспетыми десятилетия назад «Вакханками» Клауса Михаэля Грюбера в берлинском «Шаубюне» (драматический театр не отстает от музыкального), «Жизель» Акрама Хана – с «Кармен», досочиненной Дмитрием Черняковым. «Три сестры» Кулябина на языке жестов в «Красном факеле», «Похороны Сталина» Серебренникова в «Гоголь-центре», «Петербург» Андрея Белого в постановке Андрея Могучего, сыгранный во дворе Михайловского замка, «Возвращение в Реймс» Остермайера в «Шаубюне», «Двенадцатая ночь» в «Мастерской Фоменко», поставленная Евгением Каменьковичем, еще когда будущие звезды «Мастерской» были студентами, – все это доступно, на сайтах журнала «Театр», «Кольте» и других публикуются расписания показов, вступивших в ожесточенную борьбу за единственного зрителя. Он выбирает за завтраком, обедом и ужином, отвлекаясь от уборки, любви и работы, – как я сейчас на «Бориса Годунова» с Рене Папе: на экране вот этот, еще не дописанный текст (тот же, что перед вами), но в правом нижнем углу – юродивый. Режиссер Стивен Уодсворт заворачивает его в страницу «последнего сказанья», как в плащ.

Россыпь ставших вдруг доступными шедевров уравнивает сидящих по домам зрителей в возможностях. Ставит на одну доску людей, лишившихся из-за кризиса средств к существованию (музыка отвлекает их от тоски и депрессии), с теми, для кого эта ситуация никак не изменила обычную жизнь. Не мечтавшие попасть в Авиньон и «Ковент-Гарден» – как и на закрывшуюся до срока выставку Яна ван Эйка в Генте (онлайн-экскурсии нам в помощь) – получили все дома и теперь могут сравнить. Конечно, с поправкой на качество съемок и монтажа (как тут не вспомнить оставшиеся в прошлом жанры телеспектакля и театра у микрофона). Посмотрев подряд три «Травиаты» (две из них, в «Мет» и «Ла Скала», – с увенчанной лаврами Дианой Дамрау), признаем, что о первой лучше забыть, вторую стоит увидеть. А третья, в Перми, затмила всех. Благодаря не только Теодору Курентзису и Бобу Уилсону, но прежде всего Надежде Павловой – Виолетте, чье неземное пианиссимо, чья пережитая в музыке и увлекшая нас трагедия сами по себе могут свести с ума.