Одно из главных музейных событий в мире – выставка «Ван Эйк. Оптическая революция»

В Генте открылась уникальная экспозиция гения Северного Возрождения
На выставке створки Гентского алтаря, обычно скрыты за стеклом, можно рассмотреть вблизи
На выставке створки Гентского алтаря, обычно скрыты за стеклом, можно рассмотреть вблизи / David Lavene / MSK Chent

Выставка ван Эйка в Музее изящных искусств Гента (MSK) восхитительна и неповторима. В таком определении нет преувеличения, Ян ван Эйк – художник гениальный, и рассматривать его произведения – чистое счастье. Никогда раньше 10 его работ из сохранившихся 20 не демонстрировались вместе. И вряд ли еще когда-нибудь одну из них можно будет увидеть в музее. За одну работу сочтены 10 панелей Гентского алтаря, величайшего шедевра европейского искусства. Восемь внешних панелей после выставки вернутся на свое место в собор Святого Бавона, а две внутренние – с изображениями Адама и Евы – отправятся на реставрацию.

Шедевр в деталях

В соборе, где сейчас можно увидеть два отреставрированных яруса прославленного алтаря, созданного в 1432 г. братьями Хубертом и Яном ван Эйками, близко к шедевру не подойдешь и за защитным стеклом все живописные тонкости не разглядишь, зато ощущаешь грандиозность и красоту замысла произведения и фантастическую виртуозность его воплощения. В музее же есть возможность приблизиться к фрагментам алтаря почти вплотную. Посмотреть в глаза прародителям человечества, увидеть редкие волоски на груди Адама и тень под круглой грудью Евы, полюбоваться розовым перламутром крыльев златовласого архангела и нежнейшей бледностью девы Марии в сцене Благовещения, заметить у донатора, заказчика алтаря Йоса Вейдта, мешки под глазами, а на портрете его жены – завернувшийся уголок белого воротничка.

Что известно о ван Эйке

Достоверных сведений о художнике немного. Даже дата и место его рождения предположительны – 1390 год, Маасейк. О его брате Ламбере и сестре Маргарите почти ничего не известно. Старший брат художника Хуберт умер, едва начав с ним работу над Гентским алтарем. По документам известно, что в 1422 г. Ян ван Эйк работает в Гааге у герцога Баварии, а в 1425 г. становится придворным живописцем Филиппа Доброго – герцога Бургундского. В составе свиты Филиппа ван Эйк совершает путешествие в Португалию. Предполагают, что он также побывал в Италии и на Святой Земле. В 1431 г. Ян покупает каменный дом в Брюгге и через два года женится на demoiselle Marguerite. В Брюгге он открывает мастерскую с наемными работниками и получает престижные заказы от духовенства, знати и богатых горожан. В 1441 г. Ян ван Эйк умирает. На его могиле в церкви Святого Донациана в Брюгге написано: «Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами и все живое прославлял своим искусством».

Одно из достижений ван Эйка, его «оптической революции», – это соединение дистанцированного взгляда на изображаемое и пристального вглядывания в мельчайшие детали. В каталоге выставки приведены слова искусствоведа Эрвина Панофского, что глаз мастера «работает одновременно как микроскоп и телескоп». Вообще, в каталоге и пояснительных текстах к разделам достаточно подробно раскрыто данное выставке название. Сказано, что ван Эйк новаторски работал с масляной краской, достигая иллюзии натуральности в написании фактур и материалов. Что он изучал оптику и в его работах свет пронизывает все пространство картины, оставляя блики на блестящих тканях и драгоценных украшениях. Что он не следовал строгой геометрической перспективе, но интуитивно воспроизводил ее. И, пожалуй, самое главное, что объясняет магию живописи ван Эйка, – это соединение условности, свойственной средневековому искусству, и ренессансного стремления к изображению реального, материального мира.

Редкая встреча

Одно из самых завораживающих произведений на выставке – написанное в 1434 г. «Благовещение», привезенное из Национальной галереи Вашингтона. На нем прекрасный собой архангел Гавриил облечен в роскошный, тщательно выписанный плащ, скрепленный брошью с огромным драгоценным камнем, на голове у него корона, локоны тщательно уложены, а крылья разноцветные и переливчатые. Но вся материальная роскошь здесь только свидетельство божественной красоты мира, откуда явился посланец. Эта продуманная, композиционно сложно выстроенная картина, где фигуры нереально велики для пространства храма, в котором они находятся, первоначально принадлежала монастырю в Дижоне. В 1840 г. она была куплена Николаем I у короля Нидерландов и отдана в Эрмитаж. Как раз в это время возрождался интерес к творчеству ван Эйка и других полузабытых или мало ценимых «фламандских примитивов», как теперь принято называть фламандских художников XV–XVI вв. А в 1930-м советское правительство, пополняя госказну, продало «Благовещение» в Америку. В 1997-м его привезли на выставку в Эрмитаж. Учитывая, что сейчас российско-американские музейные связи порваны, ближайшая возможность восхититься нарядным архангелом, кроткой Марией и пикирующим на нее голубем – в Генте.

На выставке створки Гентского алтаря, обычно скрыты за стеклом, можно рассмотреть вблизи
Внешние панели алтаря после выставки вернутся на свое место в собор Святого Бавона / MSK Chent / David Lеvene

Свита короля

Выставка «Ван Эйк. Оптическая революция», словно следуя ее герою, дает возможность не только близко всмотреться в работы художника, но и показать его творчество в широком контексте. Рассказать о процветающих в его время городах Брюгге и Генте, реальные пейзажи которых появляются в произведениях на религиозные сюжеты. Показать работы его современников, копиистов и последователей. Для демонстрации разницы в методах построения пространства великого фламандского примитива и великого примитива итальянского на выставку привезена картина Фра Анджелико «Сцены из жизни святого Николая».

Гобелены, скульптура, книжная миниатюра, бытовые предметы, архивные документы – 137 экспонатов из разных музейных собраний наполняют пространство залов. Они интересны и сами по себе, и как свита, играющая короля экспозиции – ван Эйка. Отчасти контекстные произведения компенсируют отсутствие нескольких прославленных его вещей. Прежде всего «Портрета четы Арнольфини» из лондонской Национальной галереи, главной иллюстрации к оптической революции, совершенной фламандским гением. Его произведения не только ценнейшие в музейных коллекциях, но и очень хрупкие, им почти по 600 лет. Однако показанных на выставке «Мадонны у фонтана», «Святой Варвары», «Распятия», «Святого Франциска, получающего стигматы» и фрагментов Гентского алтаря достаточно, чтобы испытать восхищение от увиденного.

Выставка большая, но хорошо структурированная. Каждый из ее разделов – «Исторический контекст», «Город», «Человек и миф», «Мать и дитя», «Индивид» – помогает разобраться в увиденном, дает короткий, но полезный фактический материал. В последнем разделе собраны портреты, написанные ван Эйком. На них люди – жена художника Маргарита, неизвестный мужчина в голубом тюрбане, ювелир Ян де Лейв, важный придворный сановник Бодуэн де Ланнуа – выглядят как живые, но написаны они без тени натурализма или психологизма, каждый как будто хранит тайну, которую художнику не считает нужным открывать.

Гент

До 30 апреля

Автор – редактор The Art Newspaper Russia