Кого и почему номинировали на премию The Art Newspaper Russia

Короткий список объективно отражает главные музейные события прошедшего года
Вместо пафосной церемонии организаторы премии The Art Newspaper Russia устраивают театральный перформанс
Вместо пафосной церемонии организаторы премии The Art Newspaper Russia устраивают театральный перформанс / The Art Newspaper

The Art Newspaper Russia – одно из главных изданий о культуре и искусстве в России. Издается по лицензии международного бренда с 2012 г., и за это время владельцам удалось по нынешней жизни почти чудо – сохранить не только стабильно работающий и регулярно обновляющийся сайт, но и бумажную версию – ежемесячную газету. Как и любое издание, претендующее на то, чтобы быть авторитетным, The Art Newspaper Russia учредило собственную премию и с 2013 г. награждает лучших в российской арт-сфере. Премия небольшая, победителей выбирают в пяти номинациях, соответствующих главным рубрикам: «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад». Лучших выбирают в три этапа: сначала публикуют лонглист претендентов, затем – короткий список, потом проводится финальная церемония. В этом году она состоится 26 февраля.

Премия The Art Newspaper Russia – редакционная, лучших выбирают не жюри, экспертный совет или читатели своим голосованием, а члены редакции. Денежного приза у награды нет, лауреаты получают символическую статуэтку работы художника Сергея Шеховцова и специально посвященный им театрализованный номер на церемонии. Тем не менее премия авторитетная, и выбор лауреатов почти никогда не вызывает вопросов или нареканий у профессионального сообщества. Не стал исключением и опубликованный короткий список за 2019 г. – он довольно объективно отражает главные события прошедшего музейного года.

В категории «Выставка года» в шортлист вышли 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства, «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» (Третьяковская галерея) и «Ткани Москвы» (Музей Москвы). Все три – безусловные удачи своих институций.

Вместо пафосной церемонии организаторы премии The Art Newspaper Russia устраивают театральный перформанс
Выставка «Щукин. Биография коллекции» в короткий список не попала, но Пушкинский может стать «Музеем года» / Евгений Разумный / Ведомости

Уральская биеннале была посвящена теме бессмертия и собрала 76 художников из 25 стран. Помимо ярких и запоминающихся интерпретаций противоречивой темы организаторам удалось очень органично вписать ее в городской контекст: основной проект биеннале разместили в пространстве действующего Уральского оптико-механического завода (в Екатеринбурге), а привлечение нескольких дополнительных площадок позволило заметно расширить аудиторию. А одна из выставок в рамках спецпроекта биеннале – «Урал мари. Смерти нет» в «Ельцин-центре» сама по себе вполне могла претендовать на звание лучшей в ушедшем году. Ее авторам, антропологу и журналисту Наталье Конрадовой и фотографам Александру Сорину и Федору Телкову, удалось сначала собрать впечатляющий массив данных об уральских марийцах (на выставке показали фотографии, одежду, видео с рассказами марийцев о жизни, обычаях и верованиях), а затем сделать из собранного новаторскую и живую экспозицию.

Выставка «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» обращается к одной из самых популярных у кураторов и востребованных у публики тематик – русскому авангарду. Но через оригинальный кураторский ход – частичное воссоздание легендарного Музея живописной культуры (МЖК), просуществовавшего всего ничего в 1920-е, но сыгравшего важнейшую роль в формировании контекста современного искусства того времени. Восхищение вызывает и сама идея кураторов – большинство выставок нередко представляют собой развешанные по периметру произведения; здесь же драматургия менялась от зала к залу. И, конечно, усилия по ее воплощению – например, удалось собрать произведения из множества региональных музеев, а до этого провести глубокую исследовательскую работу по изучению архивов. Еще один важный момент – выставка может быть прекрасным примером обращения с прошлым в стране, где официальная история бесконечно переписывается. В процессе ликвидации МЖК собрание музея поделили на 12 списков – согласно художественной ценности произведений. Часть работ ушла в фонды Третьяковки, Русского музея и провинциальных музеев. Но некоторые произведения признали не представляющими важности и постановили, например, передать железную скульптуру на металлолом, холсты – на тряпье. А рисунки – уничтожить. К счастью, почти все уцелело, и сейчас кураторы показали, не тая и не стесняясь, и «расстрельные» списки, и сохраненные произведения.

Наконец, «Ткани Москвы» – альманах о столетней истории текстильного производства в Москве, ныне практически полностью утраченного. Конечно, организатору выставки, Музею Москвы, непросто тягаться с тяжеловесами, и, конечно, на «Тканях Москвы» не было громких имен и шедевров, которые гарантируют очереди. Но многие кураторские решения компенсировали вероятно намного меньший, чем у конкурентов, бюджет. Например, отличная идея поместить рядом с образцами тканей фотографии художниц, которые эти рисунки придумывали. Это может показаться логичным и естественным, но в нашей стране гораздо привычнее не вспоминать о человеке. А благодаря этому ходу выставка перешла от стандартной «демонстрации достижений народного хозяйства» к рассказу о городе и его жителях. Также важно, что с этой выставкой Музей Москвы вышел на новый для себя уровень и заявил о себе как вероятный полноправный игрок в высшей российской музейной лиге.

Вместо пафосной церемонии организаторы премии The Art Newspaper Russia устраивают театральный перформанс
Выставка «Ткани Москвы» стала одной из самых удачных за всю историю Музея Москвы / Максим Стулов / Ведомости

На статус «Музея года» претендуют три институции – Пушкинский, Третьяковская галерея и Московский музей современного искусства. Этот выбор сложно назвать сюрпризом, ежегодно в шорт- и лонглисте фигурируют почти одни и те же имена. Все три музея в шортлисте в прошедшем году были приблизительно одинаково активны, но Пушкинскому (совместно с Эрмитажем) удалось воплотить в жизнь задачу, которая выходит за границы художественного и которая совсем не так давно казалась неразрешимой, – объединить коллекции Сергея Щукина и братьев Морозовых, разделенные в 1948-м, после закрытия Государственного музея нового западного искусства. Объединенное собрание Морозовых показали на выставке в Эрмитаже, коллекцию Щукина – в ГМИИ им. Пушкина. Экспозиция «Щукин. Биография коллекции» стала хитом 2019 г. в Пушкинском, собрав максимальное число посетителей.

Эхо объединения коллекций знаменитых меценатов прослеживается даже в книжной номинации: одним из претендентов на «Книгу года» стал альбом «Михаил и Иван Морозовы. Коллекции» авторства Наталии Семеновой. Его соперниками будут работа Юрия Аввакумова «Бумажная архитектура: антология» (первая публикация почти всех – 250 – проектов российских лауреатов международных архитектурных конкурсов 1980-х гг.) и исследование Елены Осокиной «Небесная голубизна ангельских одежд: судьба произведений древнерусской живописи. 1920–1930-е годы».

Еще одну важную награду, «Личный вклад», вручают меценатам. Здесь так же, как и в категории «Музей года», особенно без сюрпризов. Редакция отметила бизнесмена и основателя одноименного благотворительного фонда Владимира Потанина (он многократный номинант и победитель премии и в этом году отмечен скорее по совокупности заслуг), бизнесмена и основателя благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова (в 2019 г. он лично спонсировал фильм Андрея Кончаловского о Микеланджело «Грех»), основателя фонда Breus Foundation Шалву Бреуса. Есть в числе номинантов и Леонид Михельсон: его фонд V-A-C последние несколько лет – один из главных ньюсмейкеров отечественной сцены современного искусства. Международных проектов у V-A-C тоже немало, а назначение главы V-A-C Терезы Иароччи Мавики комиссаром павильона России на Венецианской биеннале, скорее всего, добавит фонду еще веса на мировом уровне.