Как оценили российское кино в Лондоне
Почему премия «Золотой единорог», присуждаемая нашим фильмам западными кинематографистами, полезна для развития отечественного киноВ зале торжеств лондонского отеля Sheraton Grand Piccadilly при значительном стечении влиятельных лиц отечественного кино и в присутствии фигурантов российского бизнеса, обитающих в британской столице, была в четвертый раз вручена международная премия «Золотой единорог» (Golden Unicorn Awards). Крупнейшая, если не единственная награда, присуждаемая нашему кино западным сообществом и, таким образом, фиксирующая вид на нас с чужой колокольни, представляет несомненную пользу для российских кинопроизводителей и кинематографии в целом. Взгляд со стороны еще никому не мешал, даже если вы и не согласны с выводами жюри, которое в этом году возглавила президент Amediateka Линда Дженсен, а компанию ей составили продюсер Пьер Спенглер, актер Ален Кокс, кастинг-директор Нэнси Бишоп, журналист Эндрю Джек, киновед Нэнси Конди и др.
Основатель и неизменный генпродюсер «Золотого единорога» – предприниматель Филипп Перкон. А его инициативу своим авторитетом поддерживают такие именитые попечители, как актеры Рэйф Файнс и Брайан Кокс (с британской стороны) и режиссеры Алексей Учитель и Валерий Тодоровский (с нашей). В главное жюри россияне в соответствии с форматом премии не допущены, но у «Золотого единорога» есть небольшое ответвление в виде отдельного конкурса для иностранных фильмов с «русским следом» и двумя номинациями – игровой и документальной. И вот там, напротив, судьбу наград решает жюри, состоящее исключительно из наших соотечественников (в нем на этот раз председательствовал Данила Козловский, наградивший фильм Кирилла Михановского Give me liberty).
Победители
Система отбора фильмов и персон для номинаций «Золотого единорога» не то чтобы вызывает вопросы, но все же нуждается в усовершенствовании – в противном случае военная драма Федора Попова «Коридор бессмертия» не могла быть номинирована как лучший фильм ни при каких обстоятельствах. Кроме того, нет большого смысла в таком удвоении сущностей, как номинации «Лучший дебют» и «Восходящая звезда», особенно когда Мария Агранович с фильмом «Люби их всех» курьезным образом представлена в обеих.
В том, что лучшим фильмом, по мнению жюри, оказался достойный, но все же не лучший в режиссерской биографии Сергея Ливнева фильм «Ван Гоги», многие справедливо усмотрели стремление судей дистанцироваться на всякий случай от актуальной социальной российской проблематики (с которой активно контактируют такие, к примеру, номинанты, как «Текст» Клима Шипенко и «Завод» Юрия Быкова) и сосредоточиться на общечеловеческом содержании. С этой точки зрения, драма про отца и сына, история взаимных счетов и обид, сложностей самопознания и запоздалых открытий представляла идеальный наградной объект и жюри, сделавшее такой выбор, вряд ли достойно обвинений в предвзятости.
Косвенным подтверждением судейской честности служит то обстоятельство, что Александр Петров, который исправно провел в Лондоне неделю и, по нашей обычной фестивальной логике, в награду за присутствие был, казалось, обречен на «Золотого единорога» как лучший актер, уступил в итоге Даниэлю Ольбрыхскому из тех же «Ван Гогов». Это стало сюрпризом почти для всех, включая самого Петрова, хотя он изо всех сил делал вид, что ему наплевать, и с деланой веселостью назойливо шутил со сцены про черную икру: мол, на «Золотом единороге» нас ею угощают, а от «Кинотавра» не дождешься (с чего вдруг сочинский фестиваль должен потчевать деликатесами самого востребованного отечественного актера – не очень понятно). Лучшей актрисой объявили Анну Михалкову, исполнившую главную роль в комедии Анны Пармас «Давай разведемся» и взявшую таким образом реванш у Виктории Толстогановой, также номинированной в Лондоне, а прежде победившей в Сочи.
Без стриптиза
«Золотой единорог» добавляет веса традиционной британской Неделе российского кино (Russian Film Week) и способствует ее отличию от аналогичных «недель», которые в просветительских и популяризаторских целях маршируют круглый год по странам и континентам. Впрочем, у Russian Film Week дела с весом и так обстоят неплохо: за семь дней тут успевают показать шесть десятков фильмов всевозможных видов (игровой полный и короткий метр, документалистика и анимация) на площадках Лондона, Оксфорда, Кембриджа и Эдинбурга. Билет стоит в среднем 15 фунтов – меньше, чем на обычный поход в кинотеатр на прокатный фильм, но бесплатным это удовольствие не назовешь.
Тем не менее залы не пустовали и заполняли их не только соотечественники, коротающие свой век вдали от родины, но и коренные британцы – как на просмотре с последующим обсуждением драмы «Завод» в оксфордском сетевом кинотеатре Kurzon, специализацией которого является артхаус. Фильм про русский провинциальный бунт в связи с закрытием градообразующего предприятия вызвал интерес у местной публики. Не зная про весьма широкий российский прокат «Завода» прошлой зимой, она активно расспрашивала режиссера Быкова о препятствиях, чинимых режимом на пути фильма к зрителю, и была весьма удивлена его правдивыми словами о том, что «система» способна реагировать только на реальную опасность, которой «Завод» для нее явно не представляет, находясь в «серой зоне» безразличного отношения. Кто-то вспомнил веселый британский фильм 20-летней давности «Мужской стриптиз» и спросил у режиссера Быкова, могли ли его герои выбрать такой же легкомысленный выход из безработного положения, как сталелитейщики из Шеффилда. Но услышал в ответ, что такое пикантное зрелище вряд ли может рассчитывать на благодарную аудиторию в его, Быкова, родном Новомичуринске. Эту суровую отечественную правду, пожалуй, никакому единорогу не опровергнуть.
Лондон