Что покажут на фестивале кино про искусство

Третий The Art Newspaper Russia Film Festival соберет документальные, игровые и анимационные фильмы
Фотография Питера Линдберга для обложки British Vogue – один из самых известных снимков в истории
Фотография Питера Линдберга для обложки British Vogue – один из самых известных снимков в истории / TANR FF

Идея организовать фестиваль фильмов об искусстве у издателя газеты The Art Newspaper Russia (TANR) Инны Баженовой появилась давно. «Я очень люблю кино и искусство, никогда не пропускаю фильмы о художниках, творчестве и арт-мире. Когда на Каннском кинофестивале «Золотую пальмовую ветвь» получил фильм шведского режиссера Рубена Эстлунда «Квадрат», стало окончательно понятно, что фестиваль в Москве нужен» – так Баженова объясняла свое начинание, когда в 2017 г. представляла The Art Newspaper Russia Film Festival (TANR FF) московской публике. Фильмом открытия тогда стал как раз «Квадрат», плюсом к которому показали еще четыре ленты.

Важнейшие из искусств

В этом году программа TANR FF включит восемь фильмов. Жанры разные – есть игровые и документальные ленты и отдельный блок анимационных работ «Сначала кино» с короткометражками студентов ВГИКа.

Общей тематикой собранные картины не объединены: газета не выходит в формате тематических номеров, а старается по максимуму осветить самые важные арт-события, и для фестиваля выбирают не фильмы на заданную тему, а те работы, о которых могли бы написать на страницах TANR, поясняет Баженова. Но особенно любят байопики, говорит она: «Их в программе всегда несколько, и за три фестиваля в нашем воображаемом киномузее собралась отличная компания: Оскар Рабин, Яёи Кусама, Роберт Мэпплторп, Ренцо Пьяно, Шон Скалли, Паола Регу, Билл Виола, Огюст Роден и др.».

Создание шедевров

TANR FF – 2019 откроется документальным фильмом об одном из самых известных и успешных фотографов современности – Питере Линдберге «Питер Линдберг. Женские истории» (Peter Lindberg. Women Stories). Историю становления автора знаменитого снимка пяти супермоделей для обложки британского Vogue, который обозначил поворот моды от экспрессии и яркости 1980-х к минимализму 1990-х, рассказывает документалист Жан-Мишель Вечит. В самом начале фильма Вечит поясняет, почему его героем стал именно Линдберг. Когда-то он сам хотел стать художником (как Ван Гог!) и искал ответы на вопросы о природе творчества. В процессе поисков он нашел серию фотографий Ханса Намута, на которых тот запечатлел за работой Джексона Поллока. Увиденное Вечита перевернуло: Поллок не «писал картину», а будто танцевал вокруг холста. Нечто похожее Вечит позже увидел, когда застал за работой Линдберга. Тот же танец, где один партнер – автор, а второй – его произведение.

Хотя формально лента содержит все необходимые детали документального фильма (хронику жизни и работы героя, интервью с членами семьи и коллегами и т. п.), на жизнеописание она мало похожа. Скорее это видеоразмышление Вечита о природе творчества вообще, а не о конкретном пошаговом пути к успеху. Например, отрезку, когда Линдберг приезжает из Германии в Париж и становится фотографом моды, внимание уделено постольку поскольку. Вещам, создающим и передающим настроение, Вечит отдает гораздо больше экранного времени. Он подолгу показывает крупные планы Рура (промышленного региона Германии, где прошло детство Линдберга), западного побережья Франции (одного из любимейших мест съемок у Линдберга), улицы Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. Сам Линдберг в кадре появляется только как герой бэкстейджа собственных съемок или любительской хроники, интервью у него Вечит не берет. Вместо него говорят близкие женщины: сестра, обе жены, коллеги по работе. Поэтому – «Питер Линдберг. Женские истории».

Совсем другие, и сюжетно, и по настроению, ленты «Неудержимый Шон Скалли и искусство всего» и «Христо. Идущий по воде», хотя посвящены все той же теме: появлению из ниоткуда произведения искусства.

Герой первой – абстракционист Шон Скалли, один из самых дорогих ныне живущих художников. Следуя за ним по всему миру, режиссер быстро меняет одну картинку на другую (от родной улицы Скалли в бедном районе Дублина до храма Спаса на Крови), перешагивает время (вот кадры аукциона, где картина Скалли уходит за миллион фунтов, а вот мрачные времена финансовых и художественных неудач), переходит от экспрессии, с которой Скалли создает свои работы, к более спокойным кадрам интервью с самим художником или его близкими. Для байопика Скалли – идеальный кандидат. Мало того, что его биография – готовый сюжет, он еще и прекрасный спикер, который не чурается объяснять свое непонятное искусство людям. Вряд ли есть что-то более высокомерное, чем абстракции, поэтому не нужно усиливать это впечатление, повторяет Скалли и водит экскурсии и читает лекции, объясняя всем желающим свой творческий замысел.

«Христо. Идущий по воде» показывает историю создания инсталляции «Плавучий пирс» на севере Италии. Ее художник Христо Явашев и его жена Жанна-Клод Дена де Гийебон задумали еще в 1970-е гг. Но осуществил задуманное Христо в одиночку и только в 2016 г., уже после смерти Жанны-Клод. Покрытый желтой тканью понтон на поверхности озера Изео, как и все проекты художников, был временным: вся эта бесполезная красота просуществовала чуть больше двух недель, потом понтон разобрали. Пошаговая хроника показывает процесс создания инсталляции – от выбора ткани нужного цвета до препирательств (как без них!) с местными властями из-за неожиданно высокого числа посетителей и, как следствие, вероятной угрозы безопасности и для них, и для самого сооружения. В итоге по желтой тропе прошлись 1 200 000 человек и «Плавучий пирс» стал самой посещаемой инсталляцией 2016 г.

Игровые и анимационные

Единственный художественный фильм в программе этого года – «Это не Берлин» мексиканского режиссера Хари Самы. История 17-летнего юноши Карлоса и его лучшего друга в Мехико 1986 г., принимающем чемпионат мира по футболу, стала хитом на фестивалях Sundance и Tribeca. Искусство здесь служит декорацией для чувств героев, но декорацией важной. Не будь мира перформативного и протестного искусства, сексуальной свободы, наркотиков и панк-рока, может, половины сюжета не случилось бы.

Мультфильм «Бунюэль в лабиринте черепах» на TANR FF покажут накануне российской премьеры. Сюжет основан на реальных событиях из жизни Луиса Бунюэля. «Сюрреалист снимает документальное кино?!» – удивляется бармен за стойкой, случайно услышав о планах Бунюэля. Бывает и такое: после скандала с «Андалузским псом» и запрета «Золотого века» Бунюэль уезжает из Парижа и снимает в Испании документальный фильм о жизни крестьян «Земля без хлеба», позже на много лет запрещенный генералом Франко. Кадры из этого фильма тоже покажут, они используются в «Бунюэле в лабиринте черепах» как цитаты.

Говорят и показывают

Образовательной программы у фестиваля пока нет, но часть кинопоказов дополнена обсуждениями с авторами фильмов или другими экспертами. Главным же гостем станет режиссер Ник Уиллинг, который представит в Третьяковской галерее документальный фильм «Жестокие сказки Паолы Регу», снятый им о своей матери, британской художнице португальского происхождения Паоле Регу. В возрасте 80 лет она наконец согласилась рассказать сыну историю своей жизни, которая помогает понять и во многом объясняет ее творчество, наполненное темами тоталитаризма, семейного насилия, запретов на аборты, депрессии и феминизма.

Также в программе TANR FF покажут анимационные короткометражки «Сначала кино», снятые будущими режиссерами анимации, студентами третьего курса ВГИКа из мастерской Алексея Демина. Их после сеанса тоже можно будет обсудить с авторами и их мастером.

The Art Newspaper Russia Film Festival пройдет в Москве с 9 по 15 сентября. Основные площадки – музей современного искусства «Гараж», Государственная Третьяковская галерея и Центр документального кино, «Мультимедиа арт музей» и кинотеатр «Пионер»