Как кинорежиссеры ставили спектакли

На театральной лаборатории «Свияжск артель» удачнее всех выступил Тимур Бекмамбетов
Тимур Бекмамбетов сделал театральный аналог костюмного кино про Восток
Тимур Бекмамбетов сделал театральный аналог костюмного кино про Восток / Alexander Bivol / Свияжск артель

Свияжск – древний русский город на волжском острове, форпост Ивана Грозного в войне с Казанским ханством. «Свияжск артель» – ежегодная театральная лаборатория фонда «Живой город», причастного чуть ли не ко всему новому и необычному, что происходит в области театра в Казани. Участники лаборатории приезжают в Свияжск на 10 дней и в максимально сжатые сроки ставят эскизы спектаклей, которые бесплатно показывают всем желающим.

«Живой город» и куратор Олег Лоевский зазывают на лабораторию режиссеров первого ряда, и не только из России: прошлым летом, например, там побывали Штефан Кэги и Каролин Барно из группы Rimini Protokoll, которая делает лучший в мире театральный нон-фикшн. В их эскизе «Призвание» настоящие казанские семинаристы рассказывали зрителям о своих мирских увлечениях – фотографии, кино, программировании, боксе, разрушая образ инопланетянина в рясе.

Все проекты «Свияжск артели» относятся к сайт-специфическому театру – такому, где декорации не строят, а находят. Режиссеры ставят эскизы в лесах и на речных берегах, в разрушенных церквях и беседках, в садах и музеях – короче, где угодно, только не на сцене.

В этом году лаборатория поменяла правила: вместо режиссеров театра пригласили кинематографистов. Театральный постановщик, который пробует себя в кино или на ТВ, – обычное дело: выйти на аудиторию пошире вполне естественное желание. А вот обратная миграция – редкость.

Участники шестой «Свияжск артели» – король отечественного блокбастера Тимур Бекмамбетов, герой авторского кино нулевых, а ныне постановщик сериалов Игорь Волошин и недавно дебютировавшая в полном метре Елизавета Стишова – в свое время начинали карьеру в театре, но не в качестве режиссеров. Поэтому работы в Свияжске для всех дебютные. В таких условиях никто не может гарантировать хороший результат, да еще и за 10 дней, но у лаборатории в принципе нет задачи выдавать готовый продукт: ее цель – пробовать новые способы производства спектаклей.

Игорь Волошин поставил во дворе Музея истории Свияжска театральную версию собственного киносценария «Паук» – о том, как после войны НКВД арестовывает и пытает советскую кинозвезду. Место подходящее: при Сталине в этом здании была тюрьма ГУЛАГа. Сценарий, наверное, неплохой, но режиссер не оставил зрителям шансов разобраться в сюжете, забросав его высокопарными метафорами и позавчерашними театральными приемами (красный свет, стробоскоп и много полиэтилена – не хватало только дымовой машины).

«Аввакум» Елизаветы Стишовой по мотивам жития, которое знаменитый старообрядец вопреки всем жанровым канонам написал о себе сам, оказался задорной и злой буффонадой на вечную тему диссидентов и власти. Рифмы с современностью вышли чересчур очевидными: стрельцы носят омоновские шлемы, а юродивый выступает с политическим стендапом. Церковный раскол XVII в. все же слишком захватывающий сюжет, чтобы сводить его к элементарной истории о судьбе протеста при авторитарном режиме.

Эксперимент показал: мимикрировать под современный театр, а точнее, под собственные представления о нем не лучшая идея. Если вы не умеете ставить спектакли, но все-таки беретесь, самый верный выход – попробовать изобрести театр заново. Именно так поступил Тимур Бекмамбетов.

Режиссер давно хотел поработать с притчами о Ходже Насреддине. Казанский драматург Ильгиз Зайниев помог ему связать их воедино: они придумали сквозной сюжет о том, как Ходжа выручает из плена жену, а выкупленный им ишак, глядя на мудрого хозяина, мало-помалу очеловечивается.

Бекмамбетов сообразил, что у театра по сравнению с кино есть серьезный недостаток – никакой постобработки. Для зрителя, знакомого с голливудскими блокбастерами, костюмный спектакль о средневековом Востоке будет выглядеть фейком от начала до конца, особенно если это бродилка и зрители видят актеров на расстоянии вытянутой руки. Не спасут ни аутентичные халаты, ни подлинные узбекские ковры.

Режиссер нашел изящный выход, по сути – аналог цветокоррекции в театре: играть «Ходжу Насреддина» ночью при свете факелов. Картинка получилась такой убедительной, что даже песчаный пляж под ногами зрителей казался всамделишной среднеазиатской пустыней. Секрет в подходе: Бекмамбетов не пытался ставить спектакль – он представил себе историческое кино про Восток, а потом придумал, как сделать то же самое без камеры.

Свияжск