В прокат выходит победитель «Кинотавра»
В криминальной драме «Бык» режиссер Борис Акопов исследует 90-е, время, которое сам застал ребенкомБыков Антон Геннадьевич, 1975 года рождения, к 1997-му успел отслужить в армии, ненадолго «присесть» и вернуться в свой подмосковный городок. Теперь он тусуется с такими же молодыми преступниками в стадии становления и ходит на разборки, где стреляет из пистолета пока что в воздух. После очередной такой истории Антон попадает в милицию, где на него готовы повесить кучу статей и уголовных дел, в том числе тех, к которым он не имеет никакого отношения. Спасает неожиданное появление братков, которые имеют на Антона свои виды. Он сидел в тюрьме с сыном их шефа по кличке Моисей и оказался сообразительнее этого парня – сумел выйти живым. Теперь Моисей хочет припрячь Быка к одному деликатному делу: наехать на чеченцев, крышующих местный рынок, и вызволить из их плена одного мужика.
«Бык» был одним из самых скромных фильмов, показанных в этом году в конкурсе «Кинотавра»: сценарист и постановщик Борис Акопов – дебютант, исполнители главных ролей Юрий Борисов и Анастасия Милославская покуда не стали звездами и хвастаться могут в основном участием в сериалах типа «Закон каменных джунглей» или «90-е: весело и громко». В титрах они значатся как Юра и Стася; 90-е они застали самым краешком, потому что родились в 1992 г. и 1995 г. соответственно.
Да и самому Акопову, переквалифицировавшемуся в режиссеры из артистов балета, сейчас всего 34 года – т. е. человеком он начал становиться, аккурат когда эпоха закончилась. Конечно, Лев Толстой тоже не видел своими глазами наполеоновские войны – но на «Кинотавре» невольно возникал вопрос: что такого, собственно, эти ребята могли рассказать об очень ярком и очень неприятном десятилетии, которое у людей чуть постарше стоит перед глазами как живое?
Тем не менее «Бык» получил главный приз фестиваля из рук Константина Хабенского, который 90-е не только пощупал, но в каком-то смысле и воплотил на экране («Убойная сила», когда-то принесшая ему популярность, – проект именно о 90-х, о ментах и бандитах). И сейчас «Бык» выходит в прокат под лихим слоганом «Пережившим 90-е посвящается».
Фильмы «Кинотавра»: скоро в прокате
«Одесса»
Внеконкурсный фильм открытия фестиваля – ностальгическая картина Валерия Тодоровского, в каком-то смысле его «Амаркорд», посвященный Одессе начала 1970-х. В большой еврейской семье все друг друга любят, но бесконечно собачатся – особенно когда становится известно, что одна из дочек собирается с мужем уехать в Израиль. Тем временем московский журналист-международник, женатый на другой дочке, заехавший в Одессу на пару дней и застрявший там из-за холерного карантина, влюбляется в несовершеннолетнюю школьницу, живущую по соседству.
С 5 сентября
«Люби их всех»
Циничная и умная блондинка под разными именами (Вера, Надя, Люба) и в разных образах умело соблазняет мужчин с целью обогащения. Она виртуозно умеет влюблять их в себя и дарить ощущение, что любит в ответ. Трагикомедия дебютантки Марины Агранович с красивой дебютанткой Аленой Михайловой в главной роли (а также Сергеем Гармашом и Александром Кузнецовым в ролях жертв героини).
C 3 октября
«Мысленный волк»
Притчеобразная история об отношениях матери (Юлия Высоцкая) и взрослой дочери (Елизавета Климова). Они вдвоем (и с маленьким ребенком) сквозь сумрачный лес бредут на хутор с названием Небылое, озвучивая философские диалоги авторства Юрия Арабова. Странный, несусветный, ни на что не похожий фильм Валерии Гай Германики, который в отличие от «Все умрут, а я останусь», «Школы» или «Да и да» отнюдь не все зрители готовы будут переварить.
С 24 октября
«Верность»
Мелодрама Нигины Сайфуллаевой о тридцатилетней женщине-гинекологе из солнечного прибалтийского города, страдающей от неудовлетворенности – и в широком смысле, и в том, о котором многие сейчас подумали. Обнаружив в телефоне мужа игривую sms, она выписывает себе моральную индульгенцию на измены и пускается экспериментировать с мужчинами, в том числе с первыми встречными. Многие критики на «Кинотавре» мечтали, чтобы «Верности» достался главный приз, но жюри выписало ему лишь диплом с формулировкой «за безграничную веру актеров в режиссера» (Александр Паль и Евгения Громова участвуют в крайне откровенных эротических сценах).
С 31 октября
«Давай разведемся!»
Комедия Анны Пармас, автора отличных клипов группы «Ленинград», соавтора сценариев картин Авдотьи Смирновой «Кококо», «Два дня» и «История одного назначения». Героиня Анны Михалковой, сверхзагруженная на работе врач-гинеколог, узнает, что муж собрался уйти от нее к белокурой бестии – фитнес-тренеру. Возможно, страдания помогут ей в 40 лет найти себя.
С 21 ноября
Для авторов «Быка» 90-е – это в первую очередь балабановский «Брат», который становится с годами и каждым новым просмотром все лучше. В определенные моменты Борисов отчетливо транслирует Данилу Багрова, произнося голосом Бодрова-младшего тосты типа «Пусть все свободным станет. Не будет ни решеток, ни запретов, ни власти. Пусть только совесть останется». Данила был обычным парнем, который пытался выжить в мире хаоса и цеплялся за простые нравственные ориентиры в центре урагана из пуль, грязи и крови. То же самое, в общем, можно сказать про Антона. У него большое сердце (в самом буквальном смысле слова – кардиомегалия, «синдром бычьего сердца»), он хороший человек, но вокруг него реальность, в которой карьера мальчиков строится по принципу «спортсекция – банда», а девочкам, желающим преуспеть в жизни, прямая дорога в проститутки. За кадром навязчиво крутится песня группы «Анонс»: «Спит, спит, спит, спит Оля с тем, кто платит, а про СПИД, СПИД надоело, хватит!»
Правда, героиня Милославской, хорошенькая и умеренно разбитная парикмахерша, выбирает проституцию высшего пошиба – подцепила англичанина и собирается уехать к нему на родину, чтобы не видеть мерзости вокруг. Останавливать ее глупо. Но можно остановить младшего брата от того, чтобы он соскользнул в мир криминала, – и Бык пытается хоть ему обеспечить высшее образование вместо армии и секции. Можно остановить младшую сестру, совсем девочку, от того, чтобы она пошла по рукам, – и мать Быка устраивает ей истерику, когда она накладывает взрослый макияж, потому что видит в этом первый шаг к панели. Впрочем, мать, кажется, тихая алкоголичка, и на нее надеяться Антон тоже полностью не может – только на себя. А сделать мир хоть немного лучше он способен только совсем жесткими и радикальными методами – иных этот мир по причине своей крайней злобности и испорченности не признает.
Акопов добавляет в сюжет детей, потому что ему самому в 1997-м было 12. Он смотрит их глазами на жизнь, в которой безобидную игру школьников прерывает звук выстрелов и вышедший из машины за углом мужик падает замертво. Это как раз эпизод, который Акопов видел своими глазами, и 90-е, – мир, в котором ему страшно было бы вырасти. Наверное, поэтому он и завершает фильм обращением Бориса Ельцина под новый, 2000 год: «Я ухожу. Я хочу попросить у вас прощения». Проклятая эпоха осталась за дверью, все дружно и с облегчением перекрестились, «пережившие 90-е» могут жить дальше.
Акопов, конечно, оказался чертовски везуч: в лучшие годы его фильм получил бы только приз за лучший дебют, а в этом на «Кинотавр» попросту не завезли ничего более выдающегося, в этой ситуации и «Бык» оказался рыбой. Но это очень достойная работа автора, от которого многого можно ждать («Бык» впоследствии получил еще и главный приз на Карловарском фестивале во второй по значению программе «К востоку от Запада»). Осталось только этому автору от детских впечатлений и травм перейти к другим темам. Заодно хочется дать ему добрый совет на будущее: понятно, что для многих фильм Люка Бессона «Леон» оказался одним из главных эстетических впечатлений детства, но заимствовать из чужих фильмов кульминацию своего – это не очень удачный творческий подход. Западло, как выразился бы Антон Геннадьевич Быков.
В прокате с 22 августа
Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»