Что показали на Авиньонском театральном фестивале

Одним из главных героев программы стал Кирилл Серебренников
Outside Кирилла Серебренникова, ставший событием Авиньона, не будет показан в России
Outside Кирилла Серебренникова, ставший событием Авиньона, не будет показан в России / Festival d’Avignon

Пятый год подряд директор Оливье Пи апеллирует к актуальным темам и региональному разнообразию на сцене. Истории из жизни трансгендеров, замешенные с проблемами Африки и арабского мира, на этот раз сменились на диссидентские хроники и откровения опальных художников. Спектакль Серебренникова идеально вписался в этот контекст.

Воображаемая встреча

Серебренников в третий раз попал в официальную программу Авиньона, теперь с новым спектаклем Outside, который создал с независимым проектом M.ART Софьи Капковой, продвигающим российскую культуру за рубежом. То есть изначально это и было задумано как проект на экспорт, который вряд ли когда-нибудь появится на российской сцене. Спектаклю, в котором играют актеры «Гоголь-центра» и который Серебренников впервые лично репетировал после выхода из-под домашнего ареста, суждено существовать вне Москвы. И отсутствие автора на премьере как будто часть этой постановки, которая кажется фантомной, иллюзорной, сновидческой.

Outside – совместный поэтический протест, воображаемая встреча одного запретного автора с другим. Она должна была состояться в реальности за несколько месяцев до ареста Серебренникова в 2017 г. Российский режиссер заинтересовался откровенными арт-снимками молодого китайского фотографа и поэта Рена Ханга. Его радикальная телесность, нарочитая сексуальность и раскрепощенность, конечно, не совпадали с китайской идеологией. Чужой на родине, он регулярно выставлялся в Европе. А издательство Taschen выпустило альбом с его работами, после знакомства с которым Серебренников и захотел вступить в диалог с автором. Но за два дня до намеченного рандеву фотограф совершил самоубийство.

На сумрачной сцене, словно пропитанной берлинским духом Фассбиндера и эстетикой Мэпплторпа, встречаются двое – то, что не случилось в реальности, происходит в театре, как будто диалог между художниками все-таки состоялся. Фантасмагоричная сцена ареста Серебренникова, подпольные танцы в берлинском Берхайне, эротические фотосессии, запретные плоды и люди, скрывающиеся под покровом ночи, – вот лишь некоторые элементы этого камерного, по большей части пластического этюда, ставшего манифестом свободы, которую не может победить даже смерть. Outside показали семь раз при страшном ажиотаже, аншлагах и стоячих овациях после каждого представления.

Китай протестует

Серебренников случайно угадал не только политический, но и региональный сюжет Авиньона-2019: в программе было много китайских постановок. Их главными темами стали история Китая XX в. и права человека. В трехчасовой рок-опере «Чайная» по пьесе Лао Шэ режиссер Мэн Цзинхуэй показал три поколения «маленьких людей» с конца династии Цин до становления КНР и победы Мао Цзэдуна. Но гораздо более злободневным выглядел спектакль «Обычные люди» в постановке хореографа Уан Хуэя и чешского режиссера Яны Свободовой. Это прямолинейный перформанс на стыке документального театра и современного танца, насквозь пропитанный правозащитной риторикой. Публике предложена уже привычная галерея персонажей, пострадавших от тоталитарных режимов в Китае и Восточной Европе времен СССР. Гомосексуалы, музыканты, художники, борцы с системой, маргиналы и обычные люди, которые по разным причинам оказались неугодными там, где родились и выросли, находят общий язык и нащупывают общую боль, чтобы вместе избавиться от собственных ран и исторических рубцов.

Куба вспоминает

К теме исторической памяти обратилась и хорошо известная в России группа Rimini Protokoll, которая работает с представителями самых разных социальных страт, предлагая им осмыслить свой жизненный опыт в театральной игре. На этот раз под открытое небо Авиньона вывели молодых кубинцев: в спектакле «Granma. Тромбоны Гаваны» они вспоминали историю послевоенной Кубы. Спектакли Rimini Protokoll почти всегда социальное исследование с заранее неизвестным результатом. Как выяснилось, «непоротое поколение» кубинцев склонно к ностальгическим высказываниям в духе российских приверженцев КПРФ – с опасной романтизацией эпохи, восхищением Команданте и слепой верой в то, что революция еще жива, несмотря на все «перегибы».

Без политики

За привычное европейское искусство без острой социальности в Авиньоне-2019 отвечали разве что британские хореографы – Уэйн Макгрегор с «Автобиографией» и Акрам Хан с новым перформансом «Обманывая дьявола», созданным на основе древних эпосов. Последний развернулся на главной авиньонской площадке – во дворе Папского дворца. И не сорвался даже после травмы основного танцовщика, которую он получил прямо во время исполнения, – на следующий день его оперативно заменил другой артист из труппы Хана.

Outside Кирилла Серебренникова, ставший событием Авиньона, не будет показан в России
«Обманывая дьявола» Акрама Хана основан на древних эпосах / Festival d’Avignon

Авиньон