Что покажут на 27-м кинофестивале «Окно в Европу»
Почти половина фильмов основного конкурса снята без господдержкиУ выборгского конкурсного окна четыре створки и общая рама. Российские игровые, документальные, анимационные фильмы состязаются в суверенных секциях, а кроме того, придумано отдельное соревнование для фильмов любых видов, но интернационального производства (фестивальное имя обязывает). При этом весь кинопоказ «Окна», включая отечественные фестивальные хиты нынешнего года, участвует в глобальном конкурсе «Выборгский счет», где победителей определяют не решением жюри, а голосованием зрителей в мобильном приложении.
Главный интерес традиционно вызывает игровой конкурс «Осенние премьеры». 5 из 11 представленных в нем фильмов сделаны вообще без государственных денег – и ничего, продюсеры справились. Если бы министр культуры Владимир Мединский решил вдруг завтра навестить Выборг и выступить на открытии «Окна», ему было бы непросто воспеть вклад своего ведомства в развитие отечественного кино, кивая на конкурсную программу, как он попытался сделать в Сочи.
Два Константина
На торжественном открытии «Окна» покажут «Конец сезона» Константина Худякова и «Он не может жить без космоса» Константина Бронзита. Оба фильма – игровой и анимационный – развивают «мысль семейную». «Конец сезона» вдохновлен чеховскими «Тремя сестрами». У Худякова сестры в прежнем количестве (Юлия Пересильд, Юлия Снигирь, Анна Чиповская) обитают в небольшом балтийском, бывшем советском, городке и рвутся в нынешнюю Москву – с тем же успехом.
80-летний Худяков – один из последних практикующих режиссеров своего поколения, и выбор его новой работы в качестве фильма открытия можно расценить как знак фестивальной признательности этому поколению за заслуги перед советским кино.
Его младший тезка Бронзит известен далеко за родными пределами. Он лауреат всевозможных международных фестивалей и дважды номинант на «Оскара», в том числе за фильм трехлетней давности «Мы не можем жить без космоса» – первую часть галактической дилогии. Только там космосом поверялась мужская дружба, а теперь – материнские чувства.
«Семь пьяниц» против «Печени»
Главный конкурс фестиваля, проходящего под девизом «Прогноз на завтра», закономерно собрал режиссеров, которые рассчитывают снимать кино завтра и даже послезавтра. Большинству из них по тридцать-сорок, немногим перевалило за пятьдесят. Недавно разменявший седьмой десяток Юсуп Разыков выглядит в этой компании аксакалом и, вероятно, по праву старейшины участвует в фестивале с двумя фильмами сразу, что случается нечасто. В конкурсе он представлен «Танцем с саблями» – авторской версией судьбы композитора Арама Хачатуряна, а в «Выборгский счет» приглашен его «Керосин» – притча о современной русской жизни с лукавой фольклорной подкладкой, недооцененная в Сочи. Так что «Окно в Европу» предоставляет режиссеру Разыкову возможность отыграться за июньский неуспех.
4 из 11 фильмов игрового конкурса – либо первые, либо вторые в режиссерской фильмографии. Дебютная доля примерно такая же, как на «Кинотавре». Прошлым летом, заполучив «Хрусталь» Дарьи Жук и «Папа, сдохни!» Кирилла Соколова, «Окно» победило в негласном сражении со своим главным конкурентом за ярких новичков. Теперь надо доказать, что год назад фортуна улыбнулась ему не случайно. Среди выборгских дебютантов нового призыва прежде всего обращают на себя внимание Иван Снежкин с «Печенью» и Сергей Кузнецов с «Семью пьяницами». Оба они вышли из ВГИКа, обоим понадобился алкогольный привкус в названии, и на этом сходство двух авторов заканчивается.
Первый, сын известного режиссера Сергея Снежкина, рассказывает про 1990-е и трех юных друзей, которым очень хочется поскорее в бизнес, а для этого надо решить проблему с разрушенным внутренним органом криминального авторитета, на чью поддержку они рассчитывают. Второй, напротив, рисует картину недалекого будущего на обломках общества потребления, и такой опыт в жанре футурологического вестерна для нашего кино экзотическая диковина.
Снежкин в производстве обладал хоть и скромным, но стабильным госресурсом, привлеченным продюсером Федором Поповым, который, похоже, становится главным специалистом по «лихим 90-м» в молодежном изложении. Победив в Сочи с «Быком» (фильм Бориса Акопова тоже будет показан в Выборге), он явно не прочь сделать в Выборге дубль. Кузнецов никакого тыла не имел, собирал деньги на «Пьяниц» через краудфандинг, на съемках был сам себе не только продюсером, сценаристом и режиссером, но еще и оператором.
ПЛЮСЫ И минусы
Продюсерский кинематограф для режиссера отнюдь не ослепительный мир бесплатных возможностей. Принимая ответственность за коммерческую состоятельность проекта, даже когда фильм снимается на невозвратные госденьги, продюсер оставляет за собой право последнего слова по всем ключевым вопросам, режиссеру же предоставляется возможность исчезнуть из титров в случае несогласия. Раньше до такой крайности дело доходило редко. Теперь доходит все чаще, и выборгская программа регистрирует актуальность этого конфликта.
Олег Асадулин на завершающей стадии работы над «Подкидышем» – адаптированным ремейком одноименной советской комедии с Фаиной Раневской – разошелся во взглядах на монтаж с продюсером Сергеем Зерновым. В результате в титрах внеконкурсного «Подкидыша» указан режиссерский псевдоним – Сергей Васильев.
Алексей Красовский поступил радикальнее. В титрах конкурсного фильма «Элефант» имя сценариста и режиссера не значится – авторами истории об известном детском писателе со скверным характером выступают продюсеры Сергей Сельянов и Алексей Гуськов, исполнивший в «Элефанте» главную роль, как это часто бывает с фильмами, которые он продюсирует. В биографии Сельянова это, кажется, первый случай такого рода, а у Гуськова уже был опыт войны с Кириллом Серебренниковым из-за монтажа «Рагина».
Надо отдать должное президенту фестиваля Армену Медведеву – он сумел извлечь из этой ситуации максимальную пользу для интеллектуальной и деловой жизни «Окна в Европу», инициировав круглый стол «Продюсерское кино: плюсы и минусы», на котором обе стороны смогут высказаться сполна.