Вторая страсть Серены Уильямс
После окончания спортивной карьеры великая теннисистка развивает собственный бренд одежды и инвестирует в стартапыПопулярная легенда гласит: когда отец Серены Уильямс узнал, сколько зарабатывают теннисистки, он был поражен до глубины души. И не колеблясь определил будущее двух младших дочерей: спорт.
Расчет отца оправдался. К настоящему моменту на призовых старшая, Винус, заработала более $40 млн, а Серена – в два с лишним раза больше. На счету Серены Уильямс множество достижений, включая 23 личных и 14 парных побед в «Большом шлеме», четыре олимпийских золота, рекорд пребывания на первой строчке в рейтинге Женской теннисной ассоциации (WTA) – 186 недель, т. е. три года и семь месяцев.
В апреле этого года Серена сделала неожиданное признание. Оказывается, еще с 2014 г. у нее есть собственный инвестиционный фонд. Но куда больше ее волнует судьба другого ее бизнес-проекта. В мае исполнится год с момента выхода на рынок бренда модной одежды S by Serena. Это не первая ее попытка покорить Олимп моды. Уильямс давным-давно говорит, что, когда завершит спортивную карьеру, хотела бы очутиться во главе многомиллиардной модной империи.
Суперкреативная
В 2000 г. 18-летняя Уильямс снизила интенсивность тренировок по теннису. Причина была очень важной: она поступила на трехлетние курсы дизайнера одежды в Институте искусств в Форт-Лодердейле (Флорида). «Некоторые критиковали мое решение, но я знала, что в моей жизни две страсти – теннис и мода. Приходится искать способ, как они могут уживаться», – поделилась она с Daily Mail.
Увлечение нарядами Уильямс привила мама. «Когда я была маленькой, она шила нам наряды по картинкам из журнала Vogue», – рассказывала Серена недавно в интервью журналу The Business of Fashion (BoF). Сама она увлеченно одевала кукол, удобнее всего было изобретать им платья из старых носков.
Всю карьеру Уильямс тщательно подходила к выбору одежды, в которой выступит на публике. На стадионах она появлялась в балетных пачках, облегающих комбинезонах, джинсовых мини-юбках и прочих не очень привычных для большого тенниса одеяниях. «Именно на стадионе на меня смотрит множество людей, и я – суперкреативна <...> В одежде я больше всего люблю то, что с ее помощью можно выразить свои чувства. Я не хочу выглядеть так же, как остальные. Обожаю выделяться», – откровенничала она с BoF.
Не всегда это вызывает однозначную реакцию. В прошлом году в первом серьезном турнире после рождения дочери – «Ролан Гарросе» – Уильямс появилась в облегающем комбинезоне с красным поясом. Якобы он должен был снизить риск образования тромбов. Сама Уильямс рассказывала USA Today, что это нечто вроде одеяния супергероя, а она олицетворяет «матерей, у которых была трудная беременность и им надо вернуться и быть сильными, несмотря ни на что».
Президент французской теннисной федерации Бернар Жиюдиселли не оценил наряд: «Иногда дело заходит слишком далеко <...> Наряды вроде того, что надела Серена, впредь будут считаться недопустимыми. Следует уважать игру и место, где она проходит». На US Open Серена вышла уже в другом наряде, объяснив, что не любит повторяться в одежде. Правда, ее новый образ оказался тоже не совсем классическим: черный спортивный купальник с асимметричным верхом и тюлевой юбкой.
Навыки шитья иногда неожиданно пригождались Уильямс в спорте. На одном из турниров Уильямс переодевала юбку, и та неожиданно порвалась. «Какая жалость, портниха ушла», – посочувствовали соперницы. Но швейная машинка осталась, чем Уильямс успешно воспользовалась. «Это была простейшая строчка, я ее и вручную могла бы сделать!» – похвасталась она BoF.
Негостеприимный мир моды
Первые попытки прорваться в мир моды Уильямс сделала сразу после окончания Института искусств Форт-Лодердейла в 2003 г., придумав бренд Aneres (ее имя наоборот). Как у многих предпринимателей, первый блин оказался комом.
В интервью BoF теннисистка подробно рассказывала, как она старалась и как все не заладилось: «Каждый, кто ходит в школу моды, хочет создавать вечерние туалеты. Я занималась этим годами, и мне нравилось. Я шила вечерние платья, но ни одного мы так и не продали – не было ничего, что люди захотели бы купить в магазине. Мы организовали несколько потрясающих шоу, я была суперкреативна, с головы до ног, от макияжа до ресниц, от обуви до лака для ногтей. Буквально все было так, как я хотела <...> Это не сработало <...> Я была на многих встречах с [сетью одежных магазинов] Macy’s и множеством других компаний, и все они говорили: «Нам нравится. Мы под впечатлением от презентации. Но коллекцию приобретать мы не собираемся». Я провела множество подобных встреч – даже не могу сосчитать сколько. Это деморализует».
Уильямс в прошлом году пообещала не забывать бренд Aneres и наладить выпуск косметики с этим названием. А в области одежды после неудач сменила стратегию.
Семья мультимиллионеров
Муж Уильямс не только моложе ее на полтора года, но и беднее. Хотя тоже мультимиллионер. Алексис Оганян – один из основателей сайта Reddit. Он задумывался как место, где молодые фанаты технологий будут постить картинки, сообщения, ссылки и голосовать за лучшие из них. В итоге Reddit – один из самых посещаемых ресурсов в мире. В 2006 г. Оганян с приятелем продали сайт издательскому дому Conde Nast, сделка оценивалась в $10–20 млн. В мае 2015 г. Уильямс приехала в Рим на турнир, а Оганян – на конференцию. Утром он отправился завтракать к бассейну отеля и, хотя народу было немного, выбрал столик рядом с компанией Уильямс. Те решили отогнать отличника с ноутбуком подальше. Кто-то закричал: мол, у стола Оганяна крыса. «Я из Бруклина. Мы их там постоянно видим», – был ответ. Оганян никогда не увлекался теннисом и не сразу понял, с кем познакомился. Уильямс, в свою очередь, никогда не слышала о создателе Reddit. Тем не менее они разговорились, Оганян получил приглашение на матч в Риме, а потом и на следующий матч в Париже. Предложение он сделал весной 2016 г. за тем же столиком, где они познакомились. А Уильямс в ответ написала рассказ об их знакомстве для Reddit.
В 2014 г. она попробовала работать в партнерстве с телемагазином Home Shopping Network (HSN). Линейка одежды и аксессуаров была названа Serena Williams Signature Statement. Всего прошло три показа коллекций, после чего партнерство распалось. Уильямс не понравились ограничения со стороны HSN: «Я хотела делать гораздо больше, хотела другие презентации <...> Да и сколько тканей можно было бы еще использовать! Словом, это оказалось не мое».
Она признается, что огромно искушение заниматься теннисом и ничем больше: «Я годами пыталась добиться чего-то в мире моды <...> и ничего не смогла. Так просто, когда ты успешен в чем-то, просто продолжать пользоваться успехом. Но это не то, чего я хотела бы добиться. Если я еще раз не попытаюсь, буду жалеть».
На самом деле у Уильямс были очень успешные с коммерческой точки зрения линии одежды. Но созданы они в соавторстве с дизайнерами ее спонсора. Ее первый партнерский контракт был подписан в 17 лет с Puma, а с 2003 г. она сотрудничает с Nike. По данным Forbes, только этот договор приносит по $8 млн в год. Но ей по-прежнему хотелось творить самой.
S by Serena
В мае прошлого года Уильямс запустила собственную линию одежды S by Serena. «Мы работали над ней 2,5–3 года, а мысленно – с тех пор, как я была подростком», – сказала она BoF.
Бренд делает ставку на яркую и доступную по цене (первая коллекция состояла из 12 вещей от $35 до $250) повседневную одежду для женщин с различным типом фигуры. Уильямс сама обладает не совсем типичным для теннисистки сложением и весом и на собственном опыте знает о трудностях подбора. Бестселлер, уверяет Уильямс, – блейзер в стиле оверсайз стоимостью $145. Спасибо за это надо сказать давней подруге Серены – герцогине Сассекской Меган Маркл, которая появилась в нем в турне по Австралии осенью прошлого года.
Контракт с Nike накладывает ограничения на ее бизнес. В коллекции S by Serena не найти спортивных вещей. Впрочем, Уильямс не унывает: «Думаю, рынок перенасыщен одеждой для активного отдыха».
У Уильямс множество потенциальных покупателей. Только в Instagram около 10 млн подписчиков. Однако в Instagram ее S by Serena – всего 170 000. Уильямс отказывается раскрывать финансовые показатели своего бренда. Но по ее словам можно сделать вывод, что до империи моды пока далеко. Все вещи выпускаются в ограниченном количестве: «У нас быстро оборачивается множество товара – но на складах не найдешь тонны одежды. У нас не бывает 5000 единиц хранения. У нас меньше, мы просто быстро их распродаем».
Великие имена
Мечта об империи моды посещает не только Уильямс, но и других спортсменов. Например, Криштиану Роналду не ограничился партнерством с Nike, а в 2013 г. запустил собственный бренд CR7 (инициалы Cristiano Ronaldo и его футбольный номер). Началось все с нижнего белья и носков. Производитель – датская JBS Textile Group отдавала футболисту 13% с каждой пары. Потом он в сотрудничестве с португальской Portugal Footwear стал выпускать обувь CR7 (но только не кроссовки – это запрещает контракт с Nike), а там дело дошло до рубашек и джинсов. В России в 2015 г. открывался онлайн-бутик бренда Роналду, но особого спроса вещи не нашли. Златан Ибрагимович (на фото) в 2016 г. презентовал в партнерстве с норвежской Varner Group бренд A-Z, тоже начав с нижнего белья. Правда, в августе прошлого года он подсчитал, что бизнес второй год приносит миллионные убытки, и закрыл его. А самым известным спортсменом, ставшим императором моды, стоит назвать теннисиста Рене Лакоста. В 1933 г. он создал бренд своего имени – Lacoste. Логотипом стал аллигатор – так Рене называли за манеру игры.
Сети распространения у ее бренда тоже нет. Продажи идут напрямую: на сайте компании или с прилавка во время событий вроде теннисных турниров или недели искусств в Майами.
Прямые продажи обычно приносят неплохую маржу, но не в случае с Уильямс. Сейчас она завоевывает рынок и тщательно следит за балансом цены и качества: «В итоге наша прибыль порой ниже, чем хотелось бы». Но все окупится со временем, уверяет она: «Я читала книгу об Amazon и хотя не сравниваю себя ни в чем с Джеффом Безосом, но они просадили миллиард, прежде чем заработали первый доллар. Это придает мне оптимизма».
Уильямс – инвестор
Сестры Серена и Винус стараются повторить успехи друг друга не только в большом теннисе, но и в бизнесе. Винус тоже торгует одеждой, ее бренд EleVen основан в 2007 г. Бизнес растет по 300% в год, уверяет интернет-издание Thrive Global. Кроме того, Винус основала дизайнерскую компанию интерьеров VStarr Interiors и играет роль бизнес-ангела. Она инвестирует с оглядкой на другие факторы, кроме доходности. Например, в 2017 г. вложила в приложение для инвестиций ElleVest, нацеленное на женскую аудиторию.
Серена давно пыталась инвестировать. Например, в 2012 г. – в соцсеть Mobli, которой, однако, не удалось обогнать главного конкурента, Instagram. В марте этого года Уильямс объявила, что инвестирует в Bumble Fund, который борется с расовой и гендерной дискриминацией. Фонд поддерживают стартапы, основанные женщинами неевропеоидной расы или принадлежащими сексуальным меньшинствам. Размер инвестиций колеблется от $5000 до $250 000, в среднем составляет $25 000. Фонд был основан в 2014 г. Уитни Вульф Херд, сделавшей состояние на сервисе мобильных знакомств. Прежде Уильямс участвовала в рекламных кампаниях Bumble Fund.
А в апреле этого года Уильямс раскрыла тайну: с 2014 г. она и сама венчурный инвестор. В портфеле ее фонда Serena Ventures более 30 стартапов с суммарной капитализацией около $12 млрд. Фонд нацелен на финансирование проектов на ранней стадии. Часть относится к спорту – вроде Tonal (персонализированные советы тренеров для занятий спортом дома) или Olly (магазин БАДов). Часть – дань социальным проблемам. Например, Propel – программное обеспечение для малообеспеченных американцев, которые не могут себе позволить лицензионные новинки, или соцсеть для женщин The Wing. И, конечно, среди объектов для инвестирования фонда есть ее личный бренд S by Serena.
Соперничество с Шараповой
К 2016 г. Уильямс получила в общей сложности за всю карьеру $77,6 млн призовых – рекордную для женщин-спортсменок цифру. Но долгое время ей не удавалось зарабатывать больше, чем россиянке Марии Шараповой, которая удерживала мировое первенство по доходам женщин в спорте более 10 лет.
Например, по подсчетам Forbes, в сезоне-2015 (закончился 1 июня 2015 г.) Шарапова получила $6,7 млн призовых, а Уильямс – $13 млн. Но если считать рекламу, общий доход у россиянки составил $29,2 млн, а у американки – $24,6.
Об Уильямс слышали 67% американцев, о Шараповой – 29%, удивлялось Bloomberg и констатировало, что россиянка более привлекательна для мужской аудитории, а Уильямс пользовалась большим успехом у женской. Forbes тоже задался вопросом неравенства доходов и решил: причина в расовой предубежденности, красоте и способности нравиться людям. «Если им угодно раскручивать белую девушку со светлыми волосами – их право <...> Мне с ней нечего делить, на всех хватит», – заявила Уильямс газете The New York Times.
Перелом наступил в сезоне-2016, когда Уильямс сравнялась со Штеффи Граф по количеству «Золотых шлемов». В том году Уильямс оказалась в рейтинге Forbes на первом месте с $28,9 млн, а Шарапова – на втором с $21,9 млн. Доходы от рекламы у них были приблизительно равны: по $20 млн.
Затем случился скандал с допинг-дисквалификацией Шараповой, заработки российской спортсменки серьезно пострадали. Уильямс в сезоне-2017 снова заняла первое место с $27 млн, $19 млн из них принесли спонсорские контракты.
23-й «Большой шлем» Уильямс выиграла на Australian Open 2017. Этот турнир надолго запомнится ее мужу. Уильямс неожиданно попросила его приехать в Мельбурн и вручила конверт. В нем оказались шесть положительных тестов на беременность. Через семь месяцев после победы родилась дочь, которую назвали Алексис Олимпия Оганян.
Уильямс сделала перерыв в серьезных турнирах, но не забыла про собственный пиар. Например, снялась обнаженной во время беременности для обложки Vanity Fair. А на телеканале HBO вышел документальный сериал «Быть Сереной» (Being Serena) о ее жизни, включая документальные съемки сеансов УЗИ и первых секунд после родов. Роды получились сложные – у матери диагностировали легочную эмболию. «Я не могла дышать <...> Если бы не профессионализм врачей, меня бы уже не было на свете», – вспоминала Серена.
На корт Уильямс вернулась в марте 2018 г. Ставка на публичность оправдалась. Хотя в сезоне-2018 она заработала призовыми всего $62 000, спонсорские контракты принесли $18,1 млн. Всего 16 мужчин-спортсменов заработали в тот год на рекламе больше. Уильямс удержала лидерство среди женщин в рейтинге Forbes третий год подряд.
В этом сезоне спортивная карьера приносит Уильямс, похоже, меньше радости, чем предпринимательство. В четвертьфинале Australian Open 2019 Уильямс проиграла чешке Каролине Плишковой и с тех пор не участвовала в крупных состязаниях. По подсчетам Forbes, на призовых она заработала пока что $440 000. Всего ее призовые доходы за карьеру превысили $86 млн.
Уильямс любит сравнивать спорт и бизнес: «Любой может победить, когда его поддерживают, дают деньги и помогают делать карьеру <...> Но если что-то случится и ты потерпишь поражение, как будешь восстанавливаться? Как вернешься? Как перепишешь свою историю? Останешься ли верна себе?»