Почему «Оскар-2019» получился таким скучным
В Лос-Анджелесе в 91-й раз вручили призы Американской киноакадемииСкучно стало гадать на «Оскаров». Фаворитом в главной номинации была «Зеленая книга» Питера Фаррелли – она и получила престижнейший приз. От перечисления слагаемых успеха сводит скулы. Во-первых, это добрая рождественская история о путешествии и начале прекрасной дружбы. Во-вторых, там есть ностальгический флер – действие разворачивается в 1962 г. Наконец, там есть актуальное политкорректное содержание: давшая название фильму «Зеленая книга» – это свод правил безопасного путешествия чернокожих по Америке, а дружба по сюжету возникает между людьми во всем противоположными (белый и черный, простак и эстет, семьянин и одиночка). История складно рассказана («Оскар» за оригинальный сценарий), хорошо сыграна Вигго Мортенсеном и Махершалой Али («Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана). И хотя афроамериканцы указывали на то, что кино снято с точки зрения белого человека, а некоторые эпизоды и вовсе отдают расизмом, «Зеленая книга» выглядит не столько скандальной, сколько компромиссной и прямо-таки плюшевой. Расовая тема гораздо интереснее и острее была разыграна в «Черном клановце» Спайка Ли, но он получил лишь «Оскара» за лучший адаптированный сценарий.
Не менее предсказуемым стал триумф «Ромы» Альфонсо Куарона, отоваренного тремя статуэтками – за лучший фильм на иностранном языке, режиссуру и операторскую работу (Куарон держал камеру сам). Вероятно, в глазах киноистеблишмента «Рома» – артхаус в лучшем виде: эстетская черно-белая картинка, лирические воспоминания режиссера о собственном детстве в Мехико 1970-х, умеренная левизна (в фокусе поэтически размытого сюжета жизнь служанки). Да и сам факт, что Куарон – мексиканец, как и вручавший ему награду за режиссуру прошлогодний лауреат Гильермо дель Торо, для академиков лишний повод показать фигу Трампу с его идеями стены на южной границе.
Хотя нельзя сказать, что выбирать было совсем уж не из чего: «Фаворитка» поставлена и снята куда изобретательнее. Но, как и предполагали «Ведомости», картина грека Йоргоса Лантимоса оказалась для «Оскара» слишком радикальной – даже призы за работу художника и дизайн костюмов ушли к марвеловскому комиксу «Черная пантера». Зато лучшей актрисой, как мы надеялись и верили, все-таки стала Оливия Колман, сыгравшая в «Фаворитке» королеву Анну. Сама она, похоже, была уверена, что «Оскар» уйдет к заслуженной Гленн Клоуз, и вышла на сцену в полной растерянности. Если другие лауреаты произносили явно заранее заготовленный текст, то Колман не сразу смогла подобрать слова, смеялась и плакала – это был самый живой момент церемонии, лаконичной и деловитой, впервые за много лет прошедшей без шоумена-ведущего.
В мужской номинации тяжеловес Кристиан Бейл (набравший для гротескной роли 46-го вице-президента США Дика Чейни 20 кг) уступил молодому поджарому Рами Малеку, который сыграл Фредди Меркьюри в «Богемской рапсодии», удачно зарифмовав историю рок-легенды с собственной биографией: когда в благодарственной речи актер напомнил, что он американец в первом поколении (его родители – выходцы из Египта), зал немедленно отозвался аплодисментами.
Кроме актерского «Оскара» «Богемская рапсодия» получила призы за лучший монтаж, звук и звуковой монтаж, выиграв в четырех номинациях из пяти, в которых была отмечена, и став чемпионом 91-й церемонии по количеству статуэток (у «Ромы», «Зеленой книги» и «Черной пантеры» по три награды, у остальных фильмов-призеров – по одной).
Лучшим анимационным фильмом был назначен «Человек-паук: через вселенные», лучшим документальным – «Свободный подъем в одиночку» о скалолазе Алексе Хоннолде.
Лучшей актрисой второго плана, как и на «Золотом глобусе», назвали Реджину Кинг («Если Бил-стрит могла бы заговорить»). Неповоротливую сатиру Адама Маккея «Власть» утешили призом за лучший грим и прически (Бейл в фильме лыс, но узнаваем действительно с трудом). «Звезда родилась» выиграла в единственной номинации, которой хоть как-то заслуживала, – «Лучшая песня» (Леди Гага была растрогана и не могла сдержать слез). Лучшей музыкой признали саундтрек Людвига Йоранссона к «Черной пантере». За лучшие визуальные эффекты наградили «Человека на Луне» Дэмьена Шазелла, который, как и «Фаворитка» с «Черным клановцем», был достоин большего. Но академики проголосовали за то, чтобы 2018-й остался в истории «Оскара» как год посредственного кино.