Трамвайный парк приютил гастрономию

В столетних зданиях поселились рестораны и лавки с едой
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

В Москве на месте бывшего Миусского трамвайного парка на Лесной улице открылся гастрономический квартал «Депо». Он занимает около 3,5 га, по периметру расположено семь отреставрированных исторических корпусов. Они выстроены в 1908–1911 г. по проекту архитекторов Николая Жукова и Михаила Глейнига под первое в Москве трамвайное депо – в «кирпичном стиле», характерном для промышленных зданий начала прошлого века.

Самое большое из них, площадью 11 000 кв. м, теперь занимает фудмолл «Депо Москва». В остальных расположены отдельные рестораны и магазины.

Пока гастрономический квартал работает в тестовом режиме. В «Депо Москва» открыта большая часть кафе и торговых точек, закончены все основные работы, но многое еще будет меняться, рассказал «Ведомостям» ресторатор Алексей Васильчук, автор концепции фудмолла и человек, выбиравший арендаторов. В полную силу фудмолл заработает в марте – апреле, обещает Васильчук.

Владеет «Депо» группа «Сигма инвест». Контролирует «Депо» группа компаний «Киевская площадь», объяснили «Ведомостям» несколько рестораторов, а также сотрудник мэрии Москвы. Представитель группы компаний «Киевская площадь» Года Нисанова и Зараха Илиева подтвердил, что «Сигма инвест» входит в нее.

Сесть поесть

Фудмолл «Депо Москва» выглядит не как торговый центр с отдельными заведениями, а как гигантский фудкорт. На нескольких линиях расположены торговые точки (овощи, фрукты и зелень, специи и орехи, мясо, морепродукты, сыры, колбасы, деликатесы и проч.), параллельно – кафе, каждое со своей кухней. Посадочные места – на первом этаже и антресолях. Позже появятся детская комната, пространства для временных кафе, сцены, где смогут выступать музыканты; летом будет работать веранда. Желающих участвовать в проекте больше, чем он может вместить, многие рестораторы стоят в листе ожидания, утверждает Васильчук.

Но некоторых известных имен в проекте нет: Бориса Зарькова, Андрея Деллоса, Ильи Тютенкова. Зарькова и Тютенкова приглашали, признается Васильчук.

Отказался, потому что не уверен в своих силах, сказал Зарьков, но выразил надежду, что из «Депо» получится настоящая московская достопримечательность.

Сейчас в «Депо Москва» 140 арендаторов с 75 ресторанными брендами, говорит Васильчук, все новые, даже известных игроков рынка просили специально для «Депо Москва» придумать концепции. «Кофемания» представлена проектом Hello People, «Теремок» – «Припеком». У Васильчука в «Депо Москва» будет 11 проектов: «Бэтмен и узбеки», «Дим Саныч», Ciao Pasta & Pizza и проч. Владельцы взяли на себя обязательство, что новые бренды год или два смогут работать только в «Депо Москва».

Чем приманить

«У нашего «Депо» есть девиз: «Равенство разных». Мы хотим создать место, где все люди будут чувствовать себя комфортно. Богатые, средние, бедные, студенты, бизнесмены и т. д.», – рассказывал Васильчук о «Депо Москва» в мае 2018 г. Оценивая результат, ресторатор говорит, что «еще есть над чем работать, но в целом картина мне очень нравится – получился живой проект, людям нравится».

Сегмент фаст-кэжуал растет быстрее всех на рынке общепита, пишет консалтинговая компания NPD Group: за первое полугодие 2018 г. – на 78%. В сегменте фаст-кэжуал эксперты NPD выделяют три направления: премиальные бургерные, фудкорты («Вокруг света», Усачевский и Даниловский рынки) и кулинарии и столовые («Братья Караваевы», Marketplace, «Обед буфет» и проч.), где предлагают понятную и в то же время здоровую еду. Все эти направления представлены в «Депо Москва».

«Интерес к еде сильно преувеличен: если люди выбирают, куда пойти, чтобы снять стресс и хорошо провести время, скорее это будет торговый центр, где можно и поесть, и что-то купить, посмотреть кино и просто погулять. Торговые центры выигрывают у места, где представлена только еда», – рассуждает исполнительный директор Restcon Андрей Петраков. Размер «Депо» может стать его минусом, опасается он: у раскрученных и известных рестораторов все будет хорошо, но в успехе остальных есть сомнения.

Важна и локализация. Куда-то ехать по Москве долго и неудобно, а у себя в районе можно найти то же самое, что и в центре. Поэтому есть опасность, что люди приедут один раз посмотреть на чудо чудное, диво дивное, а вернуть их будет нелегко, заключает Петраков.

«Депо Москва» продолжает тенденцию реконструкции исторических зданий и наполнения их новым смыслом, к таким можно отнести арт-кластер «Красный Октябрь», деловые кварталы «Красная Роза», «Даниловская мануфактура», «Трехгорная мануфактура». Размер в их случае сам по себе может стать гарантией посещаемости: большой выбор концепций будет привлекать разную аудиторию, одновременно создавая обстановку «тусовки для своих» – по примеру Центрального рынка или гастромаркета «Вокруг света» на Никольской, где даже в будние дни сложно найти свободное место. А расположение рядом с крупными бизнес-центрами «Белая площадь», «Белые сады» и White Stone, где работает порядка 17 000 человек, обеспечит поток посетителей.

Слишком много гастрономии

Но есть вероятность, что с появлением «Депо Москва» сегмент гастрономических пространств окажется перенасыщен: в Москве уже функционирует 18 заведений такого формата, 13 из которых открыты в период с 2017 по 2019 г., их общая площадь составляет 41 700 кв. м, говорит руководитель аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL Оксана Копылова. Если перенасыщенность рынка проявится, интерес к фудмоллу может пойти по нисходящей, когда его новизна притупится. В этом случае на поддержание популярности может потребоваться значительный маркетинговый и административный ресурс, полагает Копылова.

По оценке Васильчука, «Депо Москва» может принять в день от 10 000 до 20 000 гостей. В первый день, без рекламы, было 8000, радуется ресторатор. На вопрос, как будут продвигать проект, отвечает, что задумано позиционировать его как важный туристический объект – наряду с основными московскими достопримечательностями. Для продвижения сотрудничают с Ростуризмом и московским департаментом по туризму, а также с зарубежными турагентствами. Среди приоритетных рынков – Китай и Европа. В Ростуризме на запрос «Ведомостей» не ответили. В Мостуризме не успели предоставить комментарии до сдачи номера.

Миллиард или больше

В «Депо» есть и отдельные рестораны, и несколько магазинов. Уже открыты рестораны «Крабы-кутабы» Александра Раппопорта, «Сыроварня» Аркадия Новикова, «Лесной» («Крокус групп» и Григорий Лепс), Simple Wine & Kitchen. Позже откроются Starbucks, «Рыба моя» и Tinto (Perelman People). Рестораны и фудмолл не будут ни мешать друг другу, ни перетягивать аудиторию, уверен Васильчук: «Будет синергия».

Раппопорт конкуренции с фудмоллом «Депо Москва» для своего ресторана тоже не видит и в заполняемости «Крабов-кутабов» не сомневается. «Я исхожу из того, что нужно сделать хороший, качественный продукт с продуманной концепцией – и тогда люди захотят приходить. Мы часто открываемся в местах, где готовой аудитории нет. В «Депо» такой потенциал есть», – заверил Раппопорт «Ведомости». На вопрос, почему он не участвует в фудмолле «Депо Москва» и планирует ли, Раппопорт ответил, что сейчас не готов, но в будущем не исключает: «Это не совсем наша форма, мы никогда не делали маленькие точки, и мне привычнее работать одному. Но посмотрим, как [«Депо Москва»] будет работать».

В интервью «Ведомостям» Васильчук оценивал инвестиции в проект более чем в 1 млрд руб. Сейчас раскрыть сумму вложенного он отказался.

Представители «Депо» оценить инвестиции также отказались.

Каковы инвестиции в проект, сказать затруднительно, поскольку они сильно зависят от исходного состояния объекта, средней цифры тут нет, говорит Копылова. «Коммерсантъ» оценивал инвестиции в организацию пространства под фудмаркет в $2000–3000 за 1 кв. м.

В Москве на территории трамвайного депо открыли гастрономический квартал