Чего ждать от 69-го Берлинского кинофестиваля

Судя по программе, у него есть шансы сократить отрыв от Каннов и Венеции
Впервые за долгое время программа, кажется, сформирована не по остаточному принципу
Впервые за долгое время программа, кажется, сформирована не по остаточному принципу / Fabrizio Bensch / REUTERS

В 2019 г. директор Берлинале Дитер Косслик, которого много критиковали за популизм и всеядность и даже прочили отставку, как будто принял к сведению пожелания оппонентов и поменял стратегию. Впервые за долгое время программа, кажется, сформирована не по остаточному принципу. И отражает кинематографические тренды, а не социальную повестку. Остались в прошлом маниакальная одержимость американскими звездами и отсутствие стройной концепции в безразмерной программе (особенно секций «Панорама» и «Форум») – а ведь именно из-за этого Берлин все заметнее отставал от Каннов и Венеции. Берлинале-2019 наконец-то предлагает вдумчивый разговор об эпохе.

Доброта на старте

Фестиваль откроется новой картиной датчанки Лоне Шерфиг «Доброта незнакомцев», сентиментальной драмой, действие которой разворачивается в интерьерах русского ресторана в Нью-Йорке. Шерфиг – завсегдатай Берлинале, в 1990 г. здесь показывали ее «Путешествие на день рождения», 1998-м – картину «Сама по себе», а «Итальянский для начинающих» в 2001-м даже выиграл «Серебряного медведя». «Доброта незнакомцев», как понятно из названия, кино об одиночестве человека в большом городе. Тахар Рахим играет менеджера забегаловки, Зои Казан – посетительницу. Оба на грани нервного срыва, ресторан – место, где разбиваются сердца. В общем, похоже, что «Доброта незнакомцев» – подходящий старт для фестиваля, этакий гуманистический эпиграф.

Игра на повышение

Однако главные ожидания связаны с фильмами, менее оптимистично оценивающими современного человека и общество, которое он строит. В первую очередь это оскаровский номинант, «Власть» Адама Маккея, – комедийный байопик вице-президента Дика Чейни, возглавлявшего администрацию Джорджа Буша-младшего. По фильму Чейни ждала совсем иная участь – лузера и пьяницы из забытого богом штата Вайоминг. Но очень вовремя он встретил и полюбил девушку Линн. Чейни играет мастер перевоплощений Кристиан Бэйл, специально набравший для съемок 20 кг, Линн – великолепная Эми Адамс. Это уже их третья совместная работа после «Аферы по-американски» и «Бойца» Дэвида О. Рассела. «Власть» – очередная попытка художественного осмысления политических решений, принятых республиканцами. В отличие от комплиментарного «W» Оливера Стоуна картина Маккея трактует недавнее прошлое исключительно с критических позиций. А язвительности Маккею не занимать – достаточно вспомнить его «Игру на понижение» о кризисе 2008 г., получившую «Оскара» за лучший адаптированный сценарий. Для Маккея Чейни – фанфарон и дилетант, по невероятному стечению обстоятельств оказавшийся у руля мировой державы. Безусловно, «Власть» говорит и о сегодняшнем дне, в открытую намекая на другого случайного человека в верхах – Дональда Трампа.

Озон идет в церковь

«Божью благодать» Франсуа Озона по праву можно назвать событием Берлинале-2019. Это первая в фильмографии режиссера картина, основанная на реальных событиях, – в центре сюжета трое мужчин, в детстве подвергшихся сексуальному насилию со стороны католического священника Бернарда Прейната. Тема педофилии внутри церкви с большим запозданием стала освещаться французской прессой (в то время как в Америке ее уже на высшем уровне отработало кино – картина «В центре внимания» получила «Оскара» за лучший фильм в 2016 г.). Случай Прейната во Франции пока самый громкий, процесс над ним идет по сей день, лионская епархия только в прошлом году дала согласие на помощь следствию. Сначала Озон планировал снять документальное кино, но почувствовал, что ему не хватает дистанции. На главные роли он пригласил Мельвиля Пупо, Дени Миноше и Жозиан Баласко. «Божью благодать», разумеется, сравнивают с расследовательской драмой «В центре внимания». Но Озону интересно не столько расследовать само преступление, сколько показать и проанализировать переживания жертв и то, как трагический опыт навсегда разрушил их жизни.

Подростки-призраки

«Я был дома, но...» стоявшей у истоков «берлинской школы» Ангелы Шанелек – история взросления 13-летнего подростка, взбунтовавшегося против семьи. Его таинственное исчезновение, а затем неожиданное возвращение выглядят иллюстрацией известного высказывания Альбера Камю: «Самым страшным пороком является неведение, считающее, что все ему ведомо». Логично предположить, что в полумистической притче Шанелек должны быть ощутимы отголоски кинематографа Робера Брессона и Микеланджело Антониони: главный герой «Я был дома, но...» не существует для окружения – одноклассников или близких, даже когда сидит напротив за столом. Он вечный посторонний, он ищет себя в глазах других, но преодолеть отчуждение возможно, лишь причинив боль.

Кумир синефилов всего света канадец Дени Коте в третий раз вступит в борьбу за главный приз Берлинале с картиной «Антология города-призрака», основанной на сюрреалистическом романе Лоранса Оливье. В дремлющем в снегах крохотном квебекском городке в автокатастрофе гибнет подросток Симон. С его смертью время для жителей останавливается. Родственники не хотят верить, что Симона больше нет. А все остальные – наоборот, что он был. Беда сегодняшнего мира, считает Коте, в том, что память ни на что не нужна, а рефлекс у человечества остался. Настоящее в «Антологии города-призрака» – фантомная боль.

69-й Берлинский кинофестиваль пройдет c 7 по 17 февраля