BRAFA предлагает купить больше, чем можно представить

Старейшая европейская арт-ярмарка эклектична до непредсказуемости, тем и интересна
Art Fair BRAFA
Art Fair BRAFA

Девиз брюссельской ярмарки Art Fair BRAFA – «Искусство без границ». Причем имеются в виду не только границы географические, временные и вкусовые, но и безграничность понимания самого искусства. На этой художественной ярмарке, принципиально эклектичной, или, как позиционируют ее организаторы, универсальной, представлены не только предметы искусства разных эпох и народов от глубокой древности до наших дней, но и природные объекты, и различные диковины, и вещи-курьезы. Таким курсом BRAFA развивается уже несколько лет, но нынешняя, 64-я по счету, ярмарка, считающаяся старейшей и респектабельной, оказалась еще и модной.

Как правило, арт-рынок ориентируется на актуальные события художественной жизни: прошла громкая выставка старого мастера или современного художника – и все стараются представить его работы. BRAFA на этот раз попала в струю именно своей ставшей традиционной всеядностью. Ее экспозицию, состоящую из стендов 133 галерей, словно сделал куратор, любящий составлять пространственные коллажи из разнородных вещей. Причем не признанный мастер таких парадоксов, как Жан-Юбер Мартен, а кинорежиссер Уэс Андерсон, чья веселая выставка «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища» проходила в венском Музее истории искусств одновременно с ретроспективой Брейгеля и нежно пародировала идею кунсткамеры – собрания редкостей и диковинок.

Гилберт и Джордж

Почетным гостем BRAFA 2019 стал знаменитый британский арт-дуэт Gilbert & George. Гилберт Прош и Джордж Пассмор стали работать вместе 52 года назад и с того времени продолжают оставаться самой экстравагантной парой в современном искусстве. Они прославились своими перформансами, но давно оставили это занятие. Много лет дуэт создает огромные агрессивные сатирические фотоколлажи, имитирующие витражи, главные герои которых – сами художники в неожиданных обличьях. На ярмарке представлено несколько их последних работ. Одна из них – «Бородатое предупреждение» со смешными автопортретами и паспортными данными – оценена галереей Bernier/Eliades в 137 000 евро. Встреча с неунывающими классиками собрала толпу зрителей, которых Гилберт и Джордж всячески развлекали шутками-прибаутками. На вопросы об искусстве отвечали без особого энтузиазма, но оживились, когда их спросили о портных, шьющих им костюмы. Отвечали подробно, помнили всех.

Полюбившееся фотографам ярмарки гигантское яйцо давно вымершей птицы, куски импактитов (горные породы, образовавшиеся от удара метеоритов), обнявшиеся за два века до н. э. мраморные Дионис и сатир, корсет Фриды Кало с нарисованными серпом и молотом над изображением ребенка в утробе, изъеденный временем древнегреческий шлем, скафандр космонавта и ритуальные африканские маски – все есть в кунсткамере BRAFA, все можно коллекционировать. Об этом пишут в каждой статье, и не первый год, но что делать – ярмарка себе не изменяет.

Разумеется, респектабельные разделы тоже есть. Как всегда, много живописи – старых мастеров, классиков модернизма и современных художников. Семейство Брейгелей тоже представлено, но не больше обычного. На стенде галереи Florence de Voldere очаровательный зимний пейзаж Питера Брейгеля-младшего предлагают за 1,85 млн евро. Он написан, когда сын еще копировал работы великого отца, и украсил бы любой музей. Модернистов тоже много, есть и картины, но не готовым платить за них миллионы или несколько сотен тысяч предлагают рисунки. Например, изящную композицию, написанную китайской тушью Василием Кандинским (Galerie des Modernes, 115 000 евро), или рисунок цветными карандашами Жоана Миро (Repetto Gallery, 85 000 евро).

Традиционно широко представлена бельгийская живопись. Внушительный набор знаменитых соотечественников у Guy Pieters Gallery. В прошлом году Петерс не выставлял своего любимца Яна Фабра, на этот раз его работ достаточно. Кроме фирменных картин, составленных из панцирей жуков, и позолоченной фигуры самого себя предлагаются скульптуры в форме человеческого мозга, украшенного цветочком или жучком, тоже позолоченные (от 135 000 евро). Как известно, Фабр активно множит найденные приемы и образы. Такие же «мозги», но в мраморе были показаны три года назад. Здесь тебе не дают забыть, что ярмарка – место торговли. На свежие похороны художника всегда откликается рынок. В ноябре умер один из пионеров американского поп-арта – Мел Рамос, и его малотиражных раскрашенных скульптур с голыми красотками, присевшими на гамбургер или опершихся на пачку сигарет, как никогда, много. Прилегшая на шоколадку в галерее Patrice Trigano стоит 150 000 евро. Дороже, чем большой рисунок самого знатного поп-артиста Энди Уорхола, не выдающийся, но очень симпатичный (Galerie des Modernes, 95 000 евро).

Российская премьера

Впервые на BRAFA появилась российская галерея. «Эритаж», как рассказала его хозяйка Кристина Краснянская, попал на ярмарку с третьей попытки. Накануне открытия все представленные галереей вещи прошли экспертизу, после скандалов с подделками русского авангарда особенно внимательную. Стенд пользуется популярностью: галерея показала вещи здесь невиданные – не шедевры, а советские курьезы. Вроде письменного стола, собранного из берданок и паркета в 1920-е гг. Сидеть за столом невозможно – ноги некуда девать, зато он украшен маркетри с серпом и молотом.

Дорогих, переваливших за миллион вещей в этом году немного, и среди них, конечно, рисунки короля комиксов Эрже (три оценены Belgian Fine Comic Strip Gallery в 2 млн евро). Но публика собирается у стенда галереи Huberty & Breyne посмотреть на работу Филиппа Гелюка. Картина с котом (постоянный герой комиксов художника), держащим в лапе красный шарик, вдруг спускается из массивной рамы, а из нее появляются обрезки со штрихкодом и датами – это, конечно, карикатура на публичное саморазрушение «Девочки с воздушным шаром» на Sotheby’s. В отличие от Бэнкси Гелюк свою работу воскрешает. Заплативший за уникальную пародию 60 000 евро получит возможность повторять фокус, пока не надоест.

До 3 февраля

Автор – редактор The Art Newspaper Russia