Что будет на ярмарке Non/fiction
В московском ЦДХ 28 ноября открывается 20-я международная книжная ярмарка – кратчайший путь интеллектуальной книги к читателюИмя ярмарки сегодня лишь дань традиции (и игре слов: Non/fiction – не фикция). Мероприятие уже давно переросло заявленный формат и включает издательства, выпускающие художественную литературу.
Цифры
В этом году под одной крышей будет представлено более 300 издательств. Non/fiction – это возможность приобрести книги без наценки дистрибуторов и познакомиться с новинками до того, как они появятся в магазинах.
Помимо этого, участники делятся остатками тиражей, книгами, которых уже нет в продаже. Например, издания «Независимого альянса» не часто встречаются за пределами небольших книжных магазинов даже в Москве, а на Non/fiction они будут представлены в полном объеме. Как правило, тиражи таких книг не превышают 1000 экземпляров. И если они попадают в крупные торговые сети, то цена может вырасти в 2–3 раза.
На Non/fiction всегда есть большой иностранный сегмент: зарубежные издательства и стенды посольств. Это редкая возможность приобрести книги не только на английском, французском, итальянском, но и, к примеру, на польском языке. Отдельная секция, а вернее, целый этаж выделен для детской литературы.
На ярмарке пройдет около 400 мероприятий: встречи с писателями, презентации, круглые столы и дискуссии.
События
Издательства Ad Marginem и ABCdesign подготовили переиздание главного труда революционера театра Антонена Арто «Театр и его двойник». Работа дополнена корпусом стихов, пьес, писем и статей, многие из которых публикуются на русском языке впервые. Книгу сопровождают подробные комментарии переводчицы и историка театра Натальи Исаевой (без которых порой крайне сложно разобраться в особенностях языка Арто), ее обширная вступительная статья, а также послесловие режиссера Анатолия Васильева. Их совместная лекция о создателе «театра жестокости» пройдет 28 ноября в 15.00 (зона семинаров № 1, зал 8).
Исследование культуролога, историка, преподавателя РГГУ Валерии Косяковой «Апокалипсис Средневековья» стало в этом году настоящим бестселлером. Работа посвящена образам конца света в средневековом искусстве, а также эсхатологическим мотивам в текстах этого периода. О том, почему эта мрачная тема стала одной из центральных в европейской культуре, чем она интересна сейчас и как сделать историю Средневековья доступной, автор книги расскажет 28 ноября в 19.00 (зона семинаров № 2, зал 2).
Еще одно историческое исследование – «Дух Меркурия» Евгения Жаринова, интеллектуальный детектив об эпохе Возрождения. Издание украшено многочисленными гравюрами и иллюстрациями, а яркие буквицы делают текст похожим на алхимический манускрипт. Презентация и автограф-сессия автора – 30 ноября в 14.00 (литературное кафе, зал 13).
В издательстве «Слово» вышла первая биография историка искусства Николая Пунина «Невоспетый герой русского авангарда». Название точно отражает ситуацию вокруг фигуры Пунина. Друг и соратник многих новаторов первой половины ХХ в. (Татлина, Малевича и др.), гражданский муж Ахматовой (посвятившей ему немало стихов), он остался в тени их славы и был известен лишь небольшому кругу специалистов. Теперь круг, несомненно, расширится. Тем более что параллельно проект «Энциклопедия русского авангарда» издал книгу самого Пунина «В борьбе за новейшее искусство», которая должна была увидеть свет еще в 1931 г., но так и осталась неопубликованной. Это наиболее полный вариант мемуаров Пунина, дополненный архивными материалами. На ярмарке книги представят автор «Невоспетого героя» Наталья Мюррей, Андрей Сарабьянов и Фекла Толстая 29 ноября в 15.00 (зона семинаров № 1, зал 8).
1 декабря в 14.00 (зона семинаров № 2, зал 2) петербургский книжный магазин «Подписные издания» и журнал «Искусство кино» представят «Рабочие тетради» Ингмара Бергмана, русский перевод которых издан к 100-летию режиссера. О книге расскажет главный редактор «Искусства кино» Антон Долин.
Дискуссию, развернувшуюся в последние месяцы вокруг фундаментальной книги Адама Туза «Цена разрушения: создание и гибель нацистской экономики», продолжат и перенесут в пресс-центр выставки 1 декабря в 17.00 специалисты из МГУ, МФТИ и НИУ ВШЭ. Исследование Туза – самый подробный анализ экономики Германии на пути ко Второй мировой войне, предлагающий новый взгляд на мотивы стратегических решений гитлеровского руководства. Модератор дискуссии – научный редактор книги Артем Космарский.
Леонид Юзефович 1 декабря в 18.00 (зона семинаров № 1, зал 8) расскажет о сборнике «Маяк на Хийумаа», название которого связано с главным героем другой, пожалуй самой известной, книги Юзефовича «Самодержец пустыни» – бароном Унгерном. Остров Хийумаа, или Даго, входил во владения прадеда Унгерна, а о маяке на нем ходило множество легенд. Второй сюжет встречи – переиздание историко-документальной книги «Зимняя дорога» о малоизвестном эпизоде Гражданской войны в Якутии. С момента первого издания в 2017 г. открылись новые подробности истории, которые и вошли в дополненную книгу.
Гости и премии
Почетный гость Non/fiction в этом году – Италия. Каждый день на ярмарке будут проходить выступления итальянских авторов, события, связанные с итальянской литературой, кухней, русско-итальянским культурным взаимодействием, беседы о переводах. Гостем следующего года станет Норвегия, а пока ей отдан один тематический день – 30 ноября. В тот же день на ярмарке обсудят актуальные проблемы библиотечного дела. А 1 декабря объявлен «Балтийским днем»: в его программе – дискуссия «Историческая память в литературе балтийских стран», секция выступлений о латвийской литературе, презентация специального номера журнала «Иностранная литература», посвященного Литве.
На ярмарке пройдут церемонии вручения нескольких наград: «Премии читателя», учрежденной Российской государственной библиотекой для молодежи, поэтической премии «Московский счет», литературных премий посольства Франции, премии фантастам «Будущее время». Центральное событие – объявление лауреатов Премии Андрея Белого.
Издания, к которым на ярмарке не прилагаются лекции и автограф-сессии, но которые, несомненно, заслуживают внимания
Айван Моррис «Мир блистательного принца»
Вдумчивая, содержательная и предвзятая (Моррис, безусловно, восхищается предметом исследования) работа о придворной жизни в средневековой Японии, написанная автором уже знакомой русскоязычному читателю книги «Благородство поражения». Погружение Морриса в японскую эстетику обусловлено не только научным интересом. Книга, сочетающая академический подход и стилистическое изящество, кажется попыткой бегства от современного мира, способом выстроить ему утопическую альтернативу в прошлом.
Ги Дебор «Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве: Статьи и декларации 1952–1985»
Большой сборник французского смутьяна, парадоксального мыслителя и мечтателя Ги Дебора, расширяющий и дополняющий его знаменитое «Общество спектакля», библию новых левых. Книга действительно внушительная, хотя Ги Дебор и заявлял, что больше пил, чем писал.
Дмитрий Моисеев «Политическая философия итальянского фашизма. Становление и развитие доктрины»
Монография, вышедшая в издательстве «Кабинетный ученый», – подробное, всестороннее и смелое исследование истоков радикального политического модернизма по-итальянски. Синдикализм Жоржа Сореля, футуризм Филиппо Томазо Маринетти, романтический национализм Габриэля д’Аннунцио, неогегельянство Джованни Джентиле – вот лишь несколько громких концепций, которые повлияли на формирование италофашизма.
Тристан Тцара «Лицо наизнанку»
Перевод на русский язык поздней поэмы одного из основателей и лидеров дадаизма, подготовленный издательством «Наука». В книгу включено факсимильное издание первого полного издания поэмы на французском (1951), а также комментарии и большая статья Николая Сухачева о литературном авангарде в межвоенный период. Небольшой тираж сделает из этой книги библиографическую редкость уже через несколько месяцев.
«Скифы»
Первое за сто лет переиздание двух легендарных литературных сборников «Скифы» под одной обложкой, подготовленное издательством «Лимбус пресс». Оригинальные издания практически невозможно найти, альманахи вышли в 1917 и 1918 гг. и объединили авторов, так или иначе разделявших идеологию «скифства» и воспринимавших революцию как подлинную эманацию русского духа. В сборники входят произведения Иванова-Разумника, Сергея Есенина, Андрея Белого, Валерия Брюсова, Михаила Пришвина, Евгения Замятина и других «попутчиков».