Какие сериалы будут популярны завтра

На телерынке Mipcom в Каннах Россия впервые за долгое время показала современные драмы
Кадр из сериала «Обычная женщина»/ LOOK FILM

На канале ТВ3 стартовал сериал Бориса Хлебникова «Обычная женщина» с Анной Михалковой в главной роли. Этот проект был среди тех, что представляли Россию на крупнейшем мировом рынке телевизионного и цифрового контента Mipcom в Каннах.

Жюльен Леруа, представитель компании Cineflix, которая приобрела международные права на сериал Хлебникова, рассказывал, что изначально они собирались купить формат (возможность адаптации), но потом решили приобрести и сам сериал – ведь современные драмы из России на международный рынок выходят крайне редко.

Европейская Россия

Обычная московская семья среднего класса. Муж – хирург (Евгений Гришковец), хороший профессионал, хотя, похоже, не без скелетов в рабочем шкафу. В больнице – молодая любовница, тоже врач (Маша Андреева), дома – жена (Анна Михалкова), мать (Татьяна Догилева), которая любит навестить «детей», но отдельный комплект ключей от квартиры ей так и не выдали. Двое дочек: студентка и младшешкольница. И еще один ребенок на подходе, на этот раз мальчик, но беременность протекает с осложнениями. Судя по обстановке квартиры, достаток – средний, из предметов роскоши – «Лексус», на котором ездит героиня Михалковой, владелица маленького цветочного магазина, явно не приносящего серьезного дохода, одну лишь головную боль. Довольно быстро, впрочем, выясняется, что у «обычной женщины» есть еще один бизнес, куда более прибыльный, о котором никто из домашних не догадывается: через Telegram-канал она приторговывает приехавшими в столицу юными провинциальными девами. Одну из них (ярчайшая работа Аглаи Тарасовой) убивают в гостинице прямо в центре Москвы. Теперь труп надо тайно забрать оттуда.

Неповторимая хлебниковская стилистика, когда события, как в жизни, идут через запятую, без ударений и восклицательных знаков, здесь возникает в своем идеальном варианте. Соединение семейной драмеди и черной комедии, социальной драмы и молодежного фильма, когда за каждым, даже второстепенным, персонажем встает большая человеческая история, – все это предстает в сериале единым полотном, легким, струящимся, без швов и зазоров. И главное – захватывает зрителя как самый настоящий триллер. В мае первую серию «Обычной женщины» показывали в Париже на фестивале «Сериалмания», где Михалковой присудили приз как лучшей актрисе. На «Мипкоме» международная карьера сериала получила новый толчок.

Веб-сериалы завоевывают мир

В этом году на рынке Mipcom впервые отдельная панель была посвящена веб-сериалам. Выяснилось, что преобладающим жанром в этом формате является комедия, однако ее постепенно начинают теснить драмы, фантастика и ужасы. Средний бюджет веб-сериала – чуть меньше 40 000 евро, среднее количество серий – 8, и если в 2006-м одна серия, как правило, длилась 5 минут, то сейчас - около 12. Впрочем, в индийских веб-сериалах серия может продолжаться час, а то и больше.
Россия и Бразилия были названы самыми многообещающими странами, где развитие веб-сериальной индустрии идет стремительными темпами. В обзор самых интересных проектов года был включен и один российский – «Девушка с плеером» (Hidden Track). Русская девушка Нина отправляется по следу исчезнувшей в Лондоне несколько лет назад сестры. И погружается в рок-н-ролльный мир Лондона. Единственный подсказчик в ее поисках – плей-лист в старом плеере. Продюсер – Антон Калинкин, главный активист российского веб-сериального движения. Нину сыграла Екатерина Шумакова, известная по сериалам «Универ» и «Оптимисты».

Еще один российский сериал, показанный в Каннах, – первоканальный «Триггер» продюсера Александра Цекало. Провокативный психолог (Максим Матвеев) отбыл срок за не совершенное им убийство, вернулся в Москву, возобновил практику, но столкнулся с тем, что прошлое – распавшийся брак (в роли жены – как всегда органичная Светлана Иванова) и неразрешенная криминальная ситуация – не дают ему жить дальше. Тем более что жить, не провоцируя окружающих, он, оказывается, не умеет.

Показ первой серии открывал рынок и имел очевидный успех – не в последнюю очередь благодаря тому, что иностранная аудитория увидела непривычную для себя европейскую Москву и молодых людей, которые сталкиваются с такими же точно проблемами, что и их сверстники на Западе. Международным дистрибутором стала немецкая компания Beta Film, у которой, помимо «Триггера», на рынке была еще одна большая премьера: испанский сериал «Пирс» знаменитого шоураннера Алекса Пина («Бумажный дом»). В нем двум женщинам, жене и любовнице, предстоит долго выяснять отношения после смерти любимого обеими мужчины. Вроде бы обычная телевизионная мелодрама, но лихо закрученный сюжет и неординарные характеры выделяют «Пирс» из общего потока телепродукции.

Дружба народов

Компания Beta Film также представила на «Мипкоме» проект «Немецкая Луна» – пока он в стадии разработки, но, похоже, может стать большим хитом и в Америке, и в Европе, поскольку основан на реальных, но далеко не всем известных событиях.

Сразу после войны американцы вывозят в Штаты группу немецких ученых-ракетчиков во главе с Вернером фон Брауном, справедливо полагая, что нерачительно будет плавить эти мозги в жерле Нюрнбергского процесса. Всего в США отправляется 118 семей, которые селятся в городке Хантсвилл (Алабама), известном своей ненавистью ко всему чужеродному. Фон Браун десятилетиями мечтал создать ракету, которая полетела бы на Луну, но сначала немцы, а потом американцы говорили ему что-то вроде «Луна - оk, но позже, пусть сначала ракета полетит на территорию врага». В конце концов его мечта сбылась: в 1960-м он становится директором Центра космических полетов NASA, но сериал не об этом. «Немецкая Луна» – не байопик фон Брауна, это история об ассимиляции, о семейных драмах в эмигрантских семьях, когда дети хотят стать американцами, а родители не готовы забыть о своих корнях. История о том, как националистически настроенный город постепенно становится интернационалистским.

«Немецкой Луне» вполне подошел бы лозунг ММКФ советских времен «За гуманизм и дружбу между народами», ведь вдобавок ко всему прочему над проектом о бывших нацистах работает команда знаменитых шоураннеров из Израиля: это Амит Коэн, Рон Лешем и Надав Ширман.

Швейцарский выбор

Послевоенные Штаты и интерес к внеземным цивилизациям оказались темой сериала «Проект синяя книга», который был включен в традиционный и очень популярный на каннском рынке обзор Fresh TV от швейцарской компании TheWit. В спродюсированном Робертом Земекисом «Проекте синяя книга» десять серий. Как и «Немецкая Луна», он основан на реальных событиях, а точнее – на рассекреченных не так давно документах американских ВВС о появлениях НЛО в 1950-1960-х гг. Главную роль – реального персонажа, астрофизика доктора Аллена Хайнека – сыграл Эйдан Гиллен, звезда «Игры престолов» и «Острых козырьков». Кто-то из съемочной группы уже окрестил «Проект голубая книга» смесью X-files и Mad Men.

Сериал, основанный на реальных событиях, но иного рода, сняли во Франции – это также включенный в обзор Fresh TV проект «Жаклин Соваж». После десятков лет издевательств жена не выдерживает и убивает мужа. Но так как в тот момент он был безоружным, это квалифицируется как убийство без смягчающих обстоятельств и Жаклин Соваж осуждают на 10 лет. Вся страна встает на защиту жертвы домашнего насилия. Борьба за ее освобождение длились четыре года, наконец в 2016-м она выходит на свободу, помилованная президентом Франсуа Олландом. Обо всем этом Соваж впоследствии написала книгу, по которой и был снят сериал, снайперски попавший на гребень захлестнувшей мир волны #meetoo.

Британия была представлена в обзоре Fresh TV семейной драмой «Бабочка» на другую животрепещущую тему – гендерного самоопределения. Это история об 11-летнем мальчике, который решил, что дальше хочет жить как девочка, и о семье, прошедшей путь от шока до приятия права ребенка на самостоятельный выбор. «Будь тем, кем ты рожден», – произносит кто-то из персонажей, и это явно читается как слоган проекта, который стартовал в Британии 14 октября и явно претендует на то, чтобы выйти за границы одной страны.

Канны