Джонни Депп выступил в России в составе «Голливудских вампиров»

Концерты супергруппы, созданной шок-рокером Элисом Купером, прошли в Москве и Петербурге
Голливудская звезда Джонни Депп участвует в «вампирском» шоу на правах главной приманки для публики
Голливудская звезда Джонни Депп участвует в «вампирском» шоу на правах главной приманки для публики / Антон Великжанин / Москва 24 / АГН «Москва»

«Голливудские вампиры», как и положено вампирам, родились дважды, с интервалом в добрые 40 лет. Первый раз – в начале 1970-х, когда в одном из лос-анджелесских баров стала еженощно собираться компания рок-звезд первой величины, от местных жителей Джима Моррисона, Джими Хендрикса и Элиса Купера до Джона Леннона, временно перебравшегося тогда из Нью-Йорка (он как раз переживал «потерянный уикенд», т. е. полуторагодовой разъезд с женой Йоко Оно), и заокеанских штучек, британцев Кейта Муна и Джона Бонэма. 30-летние артисты, в шутку объявившие себя «голливудскими вампирами», находились на вершине коммерческого успеха и в расцвете физических сил – что в совокупности и позволяло им вести такой воистину вампирский образ жизни. Разве что крови они предпочитали виски. И не только.

Второй раз «вампиры» родились – или возродились – в 2015 г., когда большинство членов клуба уже покинули Голливуд и вообще этот мир. А некоторые, как Моррисон и Хендрикс, войдя при этом в еще более мрачный «клуб 27». Но Винсент Фурнье (таково внесценическое имя Элиса Купера), по его уверению, «выбрал жизнь» – завязал с алкоголем и наркотиками и увлекся гольфом. Оставаясь готичным Элисом Купером только на сцене.

По-соседски

Считается, что группа возникла, когда Купер захотел что-то записать в прекрасно оборудованной домашней студии своего соседа Джонни Деппа – и застал там еще одного не чуждого музыке приятеля, гитариста Aerosmith Джо Перри. Купер на правах старшего проявил инициативу – и 11 сентября 2015 г. новоявленная супергруппа выпустила одноименный дебютный альбом с участием множества «специальных гостей», от Пола Маккартни (тоже некогда члена клуба – именно в нем, кстати, он последний раз общался и играл с Ленноном) до звезды современного R’n’B, известной как Kesha, и стала давать живые концерты.

Сначала это было просто маленькое развлечение для местных жителей, но, как оно и бывает у артистов такого уровня, дружеские вечеринки на грани караоке быстро превратились в дорогостоящее гастролирующее шоу с огромным коммерческим потенциалом и четкой концепцией. Изначально она была проста: воздать дань памяти членам изначального «вампирского клуба», исполняя каверы на их песни. Но в нынешнем шоу задействованы образы – визуальные и музыкальные – покойных артистов, к еженощным голливудским пьянкам отношение имевшие самое косвенное, от Джорджа Харрисона до Дэвида Боуи и Тома Петти. Таким образом шоу «Голливудских вампиров» стало своего рода «рок-н-ролльным мартирологом».

Сыграем (в) рок-н-ролл

«Рок-н-ролльный мартиролог» звучит мрачновато – но ударение все-таки надо ставить на первом слове, а не на втором. Это не панихида, а музыкальное шоу. Явленное на московском, а через день на петербургском концерте во всем блеске. Открывает его (после разогрева молодой российской поп-роковой группы с женским вокалом «Команда БАГ») загробный во всех смыслах голос Кристофера Ли: ветеран фильмов ужасов, записавший своим низким голосом маленький вступительный монолог для альбома «вампиров», скончался на 94-м году жизни за месяц до его выхода. И потом почти два часа не умолкает чрезвычайно плотный гитарный звук, что не удивительно, потому что на сцене, кроме титульных артистов Купера, Перри и Деппа, еще четыре музыканта, все с многолетним опытом работы в известных «тяжелых» командах, включая Mötley Crüe (ударник Глен Собел) и группу самого Элиса Купера. Вместе они создают настоящую стену звука, которую прекрасно дополняет хриплый, словно надтреснутый голос Элиса Купера, ничуть не похожий на высокий фальцет большинства хард-роковых вокалистов. Лишь в одной песне заслуженный «вампир» вышел из образа: хит The Doors «Break On Through (to the Other Side)» он начинает сочным глубоким баритоном, не уступающим моррисоновскому.

Два в одном

Историческое шоу «Голливудских вампиров», в котором 70-летний Купер сотоварищи воспроизводит «рок-н-ролльный дух начала 1970-х» с такой же тщательностью, с которой Уинстон Марсалис воспроизводит классический довоенный джаз, – яркий, но не единственный пример того, как разные ветви глобализованного шоу-бизнеса сливаются воедино. Популярные музыканты со времен Синатры и Челентано проявляли себя неплохими актерами, но в последние годы намечается и обратная тенденция – популярные актеры, достигнув успеха в кино, начинают сверкать музыкальными гранями.
Успешные музыкальные перфомансы устраивает Хью Лори. Билли Боб Торнтон активно концертирует со своей группой The Boxmasters, а Джаред Лето делит время между съемками и гастролями Thirty Seconds to Mars. Музыкальный альбом выпустил в 2004 г. самый высокооплачиваемый актер Голливуда Роберт Дауни-младший, а Дэвид Духовны в 2015–2018 гг. выпустил их уже два – причем и тот и другой сопровождали выпуск альбомов концертными турами.
Но всем им далеко до Джеки Чана, на счету которого больше дюжины альбомов разноязыкой поп-музыки.
А в России регулярно гастролирует режиссер Эмир Кустурица со своим No Smoking Orchestra.
Hollywood Vampires готовят к выпуску второй альбом. Но потенциального материала, увы, у них уже накопилось не меньше.

Всего из 20 прозвучавших песен оригинальными, написанными «вампирами», оказалось шесть (это вдвое больше, чем на их альбоме 2015 г.); еще четыре песни входят в постоянный репертуар группы Элиса Купера и Aerosmith. Таким образом, половина плей-листа – это «старые песни о главном» в «вампирском» восприятии, от уже упомянутого хита The Doors до не меньшего хита AC/DC «The Jack», известного с голоса Бона Скотта, и «Aces of Spades» Motörhead. Вообще, излишне говорить, что все прозвучавшие песни принадлежат покойникам. Причем Heroes Дэвида Боуи «вампиры», очевидно, смогли включить в репертуар уже после записи дебютного альбома, потому что в 2015-м Боуи был еще жив.

Интересно и то, что именно в этой лирической песне Джонни Депп выступил в качестве главного вокалиста. А что делал все остальное время главный, что ни говори, герой вечера? Напрашивается старая шутка про «ты просто ходи туда-сюда» – и приходится признать, что тут она имела смысл. Хотя Элис Купер и уверял в интервью, что «Джонни гораздо лучший гитарист, чем можно подумать», два виртуоза, Перри и Томми Хенриксен, гитарист Купера и хеви-метал группы Warlock, не очень нуждались в лаконичных пунктирных аккордах Деппа.

Но зато в нем нуждалось шоу. Голливудская звезда, своей обритой в модном стиле «топ-нот» головой похожий на мальчика Чиполлино, а мягкой пластикой – все-таки на Джека Воробья, только трезвого, действительно с важным видом ходил по сцене, собирая восторги зрителей. И не только восторги. Когда Депп впервые подошел к правому углу сцены, в него тут же полетели два лифчика, черный и белый, – что было довольно странно, потому что ни напирающей толпы, ни девичьих визгов, сопровождающих обычно подобные действа, не наблюдалось. Похоже, кто-то из зрительниц (или зрителей?) так же старательно отыграл свою часть исторического рок-шоу, как и Купер, облаченный в явно бутафорский «вампирский» кожаный фрак, и Перри, демонстративно прикуривающий в начале песни The Doors «Five to one». Депп тоже, как настоящий актер, поданную реплику отыграл: невозмутимо привязал один из двух предметов туалета к гитаре и дальше расхаживал уже с ним – к вящему восторгу публики.