Фестиваль «Золотая маска» завершился необычной церемонией

Роботы танцевали, а люди театра мечтали о свободе
В пермском спектакле Cantos общего поклона нет, но на сцену Большого театра в Москве Ксения Перетрухина, Семен Александровский, Теодор Курентзис, Леша Лобанов и Алексей Сюмак вышли вместе/ Максим Стулов / Ведомости

В Facebook уже заметили, что главные «Золотые маски» в этом году получили Кирилл Серебренников, Алексей Малобродский, Софья Апфельбаум и Юрий Итин. Об арестованных по делу «Седьмой студии» говорили со сцены Большого театра почти все, начиная с генерального директора премии Марии Ревякиной и заканчивая Львом Додиным, получавшим финальную «Маску» за лучший драматический спектакль большой формы. И каждый раз зал встречал это единодушным одобрением.

Сюжетно церемония с текстами Валерия Печейкина и музыкой Алексея Наджарова, танцующими роботами и летающими дирижаблями, которую изобретательно поставила Нина Чусова, была посвящена будущему, в котором все люди занимаются искусством и никакие премии уже не важны. Но по сути 24-е вручение национальной театральной премии «Золотая маска» выстроилось в цельный сюжет – можно назвать его гражданским, политическим или сюжетом единения театрального сообщества.

Драма

Эмоциональную речь о том, что театр не должен обслуживать запрос на развлечение, произнесла Алла Демидова, награжденная за лучшую женскую роль в спектакле «Гоголь-центра» «Ахматова. Поэма без героя», где значатся два постановщика – она сама и Кирилл Серебренников.

Михаил Патласов, получая награду за лучший спектакль малой формы – «Чук и Гек» Александринского театра, – предложил молчанием почтить всех жертв политических репрессий. Именно этой теме посвящен сам спектакль, в котором сказка Аркадия Гайдара монтируется с документальными свидетельствами о ГУЛАГе.

Специальный приз жюри вручило коллективу «Гоголь-центра» за «смелые поиски языка театральной современности» и пожелало фигурантам дела свободы. Хочется заметить, что в условиях той атмосферы единения и поддержки, которая чувствовалась в зрительном зале, свободу коллегам надо не желать – за нее надо продолжать бороться. Как обойдется с гражданскими заявлениями лауреатов телеканал «Культура», остается только гадать. Вырезать их – значит вырезать половину церемонии.

Но выбор лауреатов в двух самых громких драматических номинациях отправил церемонию не в будущее, а в прошлое. Из 14 спектаклей-номинантов в категории «Большая форма» жюри выбрало «Страх любовь отчаяние» Льва Додина в МДТ. Из более 20 претендентов на звание лучшего режиссера – Юрия Бутусова («Дядя Ваня» в Театре им. Ленсовета). Кажется, что молодых режиссеров и новый театр не рассматривали вовсе. Ни спектакль «Гоголь-центра» «Кузмин. Форель разбивает лед» в постановке Владислава Наставшева. Ни «Розенкранц и Гильденстерн» концептуалиста Дмитрия Волкострелова. Даже номинация «Эксперимент» прошла мимо проекта «В гостях. Европа» немецкого коллектива Rimini Protokoll – едва ли не главных ньюсмейкеров мирового театра нового века. Оба состава жюри – драматического и музыкального театра – назвали лучшим «Экспериментом» спектакль Упсала-цирка «Я – Басё» с участием особых детей и неблагополучных подростков. Это признание важности социального театра, но все же больше эмоциональный выбор – а в новаторских театральных работах хочется видеть победу мысли.

С другой стороны, новый театр прокладывает себе дорогу не обязательно через режиссуру. Одним из главных триумфаторов церемонии стала художник Ксения Перетрухина, поднимавшаяся на сцену несколько раз, в том числе как лучший художник в драматическом театре («Дыхание» в Театре наций).

Балет и танец

В балетных номинациях жюри, как всегда, разрывалось между знаменитыми спектаклями, впервые перенесенными на российскую сцену, и новой авторской хореографией. Результат споров – компромисс.

Лучшим спектаклем названа «Сюита в белом», поставленная в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ), а сочиненная на музыку Эдуара Лало Сергеем Лифарем в 1943 г. для Парижской оперы. Этот фантастически красивый белоснежный балет, гимн классическому танцу, был манифестом чистого искусства – пусть по улицам ходят фашисты, мы выше этого и такой гадостью, как политика, не занимаемся. Лифарь после освобождения Франции получил по полной за эту свою позицию – но в истории остался этот балет немыслимой красоты, чуть-чуть перебарщивающий с пафосом (ну, когда отстаиваешь неправедную идею, слог невольно подрастает). В репертуаре МАМТа «Сюита в белом» возникла после прихода на пост худрука балета звезды Парижской оперы Лорана Илера – и дотошный француз добился образцового качества воспроизведения этого текста.

Лучшей работой хореографа признана работа главного балетмейстера Пермской оперы Алексея Мирошниченко. «Золушка» Прокофьева (за нее награжден и Теодор Курентзис как лучший дирижер в балете) – пример не разучивания старинного балета, а сочинения оригинального: Мирошниченко превратил сказку в историю юной балерины Большого театра, в 1957 г. в Москве встретившей своего французского принца. Мирошниченко внятно воспроизвел прокофьевскую лирику и прокофьевский сарказм (в сцене зарубежных гастролей, когда труппа Большого кидается за покупками, зал всегда стонет от хохота) – и оказался победителем в отчетливом противостоянии с Вячеславом Самодуровым, который руководит балетом Екатеринбурга. Ну, кажется, веселую и изобретательную «Снежную королеву» жюри оставило без наград только потому, что екатеринбургский балет уже несколько лет подряд получал награды и явно получит их через год – премьера «Пахиты» в этом сезоне стала сенсацией.

Последний спектакль

Награда за лучшую работу драматурга была вручена Дмитрию Данилову за пьесу «Человек из Подольска», которая была поставлена в Театре.doc. Этот спектакль стал последней режиссерской работой Михаила Угарова, умершего 2 апреля этого года. Зрительный зал почтил память драматурга, режиссера и художественного руководителя Театра.doc стоячей овацией – как и память ушедшего незадолго до него худрука МХТ Олега Табакова.

Премию за лучшую женскую роль получила балерина Большого Анастасия Сташкевич (за отличную роль Новенькой в кровожадном балете Джерома Роббинса «Клетка» – танцовщица, став насекомым, чуть не с урчанием ликвидировала особей противоположного пола).

За лучшую мужскую роль был награжден Нурбек Батулла – казанский артист был главным и единственным танцовщиком в спектакле «Зов начала», хореографическом гимне старинной татарской письменности.

Из множества спектаклей современного танца жюри выбрало «Имаго-ловушку» Татьяны Багановой (екатеринбургские «Провинциальные танцы»). Видимо, история про стрекозу и муравья показалась почтенному жюри самой понятной – не то что какие-то бессюжетные авангардистские эксперименты.

Опера и мюзикл

В том, что музыкальное жюри наградит необыкновенной глубины и человечности оперу Бенджамена Бриттена «Билли Бадд», не было сомнений. Вопрос был только в том, в каком количестве номинаций победит эта копродукция Большого театра и Английской национальной оперы. Жюри проявило чувство меры: «Билли Бадд» назван лучшим спектаклем в опере, а укрепило награду признание Пола Стейнберга как лучшего художника. Хоть остальные участники этого спектакля тоже уверенно оспаривали награды, жюри не забыло о других удачах в оперном жанре. Екатеринбургский спектакль «Пассажирка» был награжден в лице дирижера Оливера фон Дохнаньи и артистки Надежды Бабинцевой, «Фауст» из «Новой оперы» – в лице баса Евгения Ставинского, а «Чаадский» из «Геликон-оперы» – конечно, в лице режиссера Кирилла Серебренникова. Композиторский конкурс в этом году не имел безусловного фаворита. Выбрали пермский Cantos Алексея Сюмака, дублировав победу композитора спецпризом всей команде спектакля. Душой этой команды была сценограф Ксения Перетрухина, она же взяла «Золотую маску» и как лучший художник в драме. Получая обе «Маски», Перетрухина так проникновенно говорила об искусстве и снова о свободе, что церемония обрела подлинную героиню. Российский театр сделал знаки высокого признания одному из своих молодых лидеров.

В номинации «Оперетта/мюзикл» в этом году не состязались театральные компании, лидирующие в развлекательном бизнесе. Победителем стал спектакль Театра на Таганке «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит». Сам спектакль признан лучшим в жанре, персональные награды получили артист Петр Маркин и режиссер Алексей Франдетти.