Что интересного на Фотобиеннале-2018
Самая яркая выставка – про ядерные взрывы в АмерикеФотобиеннале в этом году непривычно мала, обычно выставок и площадок, где их показывают, бывает значительно больше. Да и открытий для завсегдатаев фестиваля на этот раз почти нет. Что-то из показанного они уже видели, какие-то авторы кажутся вторичными, слабее их более ярких коллег. Именно такими дежавю оказались итальянские выставки. Смотришь, например, на черно-белые снимки Пьеро Марсили Либелли и вспоминаешь великое итальянское кино, а потом и читаешь в аннотации: «Я увидел фильм Антониони Blow Up и решил стать фотографом». Но молодым зрителям, пришедшим на фотобиеннале впервые, их будет интересно рассматривать, как и занимающую большую часть Манежа ретроспективу издательского дома «Коммерсантъ».
Если, конечно, новичков не отпугнет при входе встреча с другим фотоувеличением – фигурой нашего президента. Путина фотограф застал врасплох, в раздумье упершимся взглядом в свои ногти, но все равно неопытный зритель может подумать, что попал на какое-то официальное мероприятие, и ретироваться. Совсем не так снимали коммерсантовские фотокоры предыдущего российского президента – его фигурой в полный рост заканчивается экспозиция. Так что путь в обратной временной перспективе демонстрирует, как свободные, иногда прямо наглые газетные фотографии постепенно теряли свой заряд боевой иронии. Что делать, времена меняют газеты.
Как всегда на фотобиеннале, выставки подбираются не по сходству, а по разнообразию, на всякий вкус и интерес. Так что кроме газетных снимков (в музее можно увидеть добродушную лирическую выставку недавно умершего фотографа «Известий» Виктора Ахломова) и фотографий моды (в Манеже ее отлично представляет Джонни Монкада, доказывая, что мода 1960-х вечно свежа) есть и настоящее искусство. Его в этом году представляют японцы.
Освоение моды
Качественного фотоискусства много в большой и насыщенной отличными работами выставке «Память и свет. Японская фотография. 1950–2000». Интересно, что многое из представленного кажется знакомым, даже работы не известных нам авторов. Фольклорный демон Кама-итати сидит среди смеющихся крестьянок на фотографии Эйко Хосоэ 1965 г., как колхозный дед среди кубанских казачек. И это не потому, что всюду жизнь, а по причине тотальности фотографической моды. Выставка показывает, как эту моду японцы блестяще осваивали. Но есть, конечно, и чистые национальные изыски. Выставка Масао Ямамото «Футляр пустоты» составлена из состаренных серебряно-желатиновых отпечатков с минимумом изображения, получился фотографический эквивалент хокку.
Мирный атом по-американски
Об одном проекте фотобиеннале хочется рассказать подробнее. Открытием, представляющим совершенно не известный у нас материал, стала выставка в Манеже «Тысячи солнц. Ядерные испытания 1945–1962 гг. по материалам американских архивов». Ее собрал московский студент Александр Михальченко. С восхитительным упорством он списывался с различными американскими учреждениями и получил более 1000 документальных снимков, рассказывающих об истории ядерных испытаний в Неваде и Оклахоме. Каждая фотография, фиксирующая взрыв, снабжена подробным описанием – где, когда и с какой целью взрывали, указана мощность. Ядерные грибы оказались очень живописны, разнообразны по размеру и форме и вполне фотогеничны, их портреты могут украсить стены гостиной или офиса.
Не меньше взрывов впечатляет и изумляет отношение американцев к ним. Есть фотографии, где люди на пляже спокойно любуются поднявшимся в небо грибовидным облаком. Отдельный сюжет – существовавшие несколько лет в Лас-Вегасе конкурсы «Мисс атомная бомба», «Мисс атомный взрыв» и «Мисс радиация»: участницы облачались в тематические купальники в виде бомбочек или облачков-грибочков. Атом тогда считался очень мирным и милым модным новшеством. Хорошо, что рядом нет фотографии обожженного лица девушки из Хиросимы с японской выставки. Отечественного материала на ту же тему, говорит Михальченко, ему собрать не удалось. Соответствующие ведомства на его запросы сначала не отвечали, а потом попросили не беспокоить.
Pirelli не подвел
Выставки фотографий календаря Pirelli не бывают неудачными. Конечно, некоторые сетуют, что в последние годы в них нет ничего эротичного, другие печалятся, когда на страницах появляются одетые модели с активной жизненной позицией на фоне трущоб. Но фотографов для календаря всегда выбирают лучших, не способных разочаровывать. В этом году это англичанин Тим Уокер, разыгравший сцены с действующими лицами «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Серия получилась дерзкая и остроумная, абсолютно в духе великой книги – тот же парадоксальный юмор, та же умная и веселая энергия. Хотя большинство героев, в том числе и сама Алиса, темнокожи. Пространство на снимках так хитро деформировано, а персонажи выглядят настолько очумелыми, что сцены кажутся буквально списанными с первоисточника. Выставка, кстати, много эффектнее календаря – такие насыщенные фотографии надо смотреть в большом формате, и ролик о съемках очень симпатичный.
До 27 мая (Манеж) и до 22 июля (музей)
Автор – редактор The Art Newspaper Russia