Классиков поп-арта привезли на московские гастроли
Избранные вещи из Музея Людвига в Русском музее объединили в выставку и показывают в Мультимедиа арт музееИз петербургского Русского музея в московский «Мультимедиа арт музей» привезли изысканную и эклектичную коллекцию современного искусства. 38 произведений классиков американского поп-арта, современных российских классиков и наших художников, вышедших на большую арт-сцену в 90-е, объединили в одной выставке. Работы знаменитостей на ней царствуют, остальные за ними подтягиваются. Так что гастроли удались.
Большинство художников представлены здесь одной-двумя вещами, но очень хорошими и дающими представление о силе таланта и методе авторов. Прямо хоть лекцию около каждой читай. Вот коллаж Роберта Раушенберга, мастера объединять газетные вырезки, анонимные фотографии с репродукциями классического искусства, утверждая их образное равенство.
На этот раз в «кусочную» картину попали упитанные дамы из «Турецких бань» Энгра, виртуоза академически гладкой живописи, воспроизведенных Раушенбергом в обрывках черно-белой копии. Вот вызывающе мощная живопись «нового дикого» Георга Базелица, ненавидящего повествовательность и правдоподобие. Деревянные и раскрашенные «Херувимы» – малый, но характерный образец наглого кича Джеффа Кунса. Диптих «Сад», доска с пояснениями к нему и альбом с репликами смотрящих на него выдуманных зрителей – образцовый концептуализм Ильи Кабакова. Даже шапочно насмотренный зритель угадает авторов произведений без взгляда на этикетки. Для совсем невинных приготовлены суховатые, но понятные объяснения. Ну и как две вишенки на торте – большая картина Пикассо и портрет самого Петера Людвига Энди Уорхола.
Свиблова о Людвиге
Директор московского «Мультимедиа арт музея» вспоминает: «Он прекрасно, профессионально разбирался в искусстве, ведь получил искусствоведческое образование. Умел видеть вещи и первым рассказал мне о Баския, когда тот был еще мало известен. Когда приезжал к нам, то по мастерским художников ходил с магнитофоном и удивлялся, что я этого не делаю, не записываю разговоры, а это важно».
Только на время выставки в Москве появилось нечто похожее на мини-музей современного искусства. Вернутся вещи в Петербург – и обеднеет столица. Нет в ней такого класса американского поп-арта, как хранящийся в Русском музее, где Музей Людвига – замечательное, но совсем не профильное собрание. Шоколадный король, искусствовед по образованию, Петер Людвиг подарил часть своей огромной и разношерстной коллекции Русскому музею в 1995 г. Один из самых известных и щедрых (или тщеславных) коллекционеров ХХ в., он благодаря подаркам обессмертил свое имя в 12 музеях пяти стран, начав с Кельна, закончив Кубой. У него были острый глаз, умеющий выбирать качественные вещи, и необъятной широты интересы. Но для Русского музея дары были осмысленно отобраны, а для московских гастролей выбрана потенциально опасная смесь произведений. В Мраморном дворце они разведены по странам и направлениям, а здесь Рой Лихтенштейн экспонируется рядом с «Медгерменевтикой», а Андрей Хлобыстин поблизости от Пикассо и Йорга Иммендорфа – силы несоизмеримые. Но в этом проявились не только интересы коллекционера, но и вольный дух 90-х, когда все невозможное почему-то осуществлялось.