Что смотреть на «Золотой маске»

В драматической программе открывшегося в Москве фестиваля любопытнее всего спектакли, расширяющие представления о современном российском театре
Как любая национальная премия, «Золотая маска» – выставка лучших достижений мейнстрима
Как любая национальная премия, «Золотая маска» – выставка лучших достижений мейнстрима / Максим Стулов / Ведомости

Как любая национальная премия, «Золотая маска» – выставка лучших достижений мейнстрима. Тем интересней наблюдать, как постепенно размываются его границы и в конкурс – пусть в качестве «эксперимента» – начинают попадать работы, про которые еще вчера традиционалисты с возмущением говорили: «Это не театр!» В 2018 г. «Золотая маска» удостоверяет: это театр. И часто даже не «эксперимент», а просто «спектакль малой формы» – большинство участников обзора выступают именно в этой номинации.

«Розенкранц и Гильденстерн»

Режиссер Дмитрий Волкострелов

ТЮЗ им. Брянцева, Санкт-Петербург

В знаменитой пьесе Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» два второстепенных персонажа «Гамлета» подбрасывают монетку и 80 раз подряд выпадает орел. Дмитрий Волкострелов зарифмовал эту сцену с легендарным поединком шахматистов Анатолия Карпова и Гарри Каспарова, сыгравших подряд 40 ничьих. Два человека сидят за шахматным столом, пьеса Стоппарда монтируется с обрывками газеты «Правда», спектакль складывался не на пятачке сцены, а в голове у зрителя. Еще недавно минималистские, тихие, концептуальные и принципиально незрелищные работы Волкострелова если и попадали в конкурс «Золотой маски», то по умолчанию отправлялись в резервацию «эксперимент». «Розенкранц и Гильденстерн» номинирован как «спектакль малой формы» – и это как раз хороший пример эволюции экспертного мнения.

«Индивиды и атомарные предложения»

Режиссер Всеволод Лисовский

Творческая лаборатория «Угол», Казань

Всеволод Лисовский не любит называть себя режиссером, предпочитает слово «комиссар» и работает на стыке современного искусства, перформанса и театра. Предлагает актерам и зрителям помолчать на заданную тему, водит их по улицам или возит на автобусе. Самозародившийся в недрах Театра.doc театр Лисовского – одно из главных московских открытий последних лет. А теперь уже не только московских: Лисовский поставил спектакли (назовем их для простоты так) в Ростове-на-Дону и Казани, где лаборатория «Угол» привечает все свежее и нестандартное, того же Волкострелова кстати. «Индивиды и атомарные предложения» поставлены по текстам философа и математика Бертрана Рассела. «Атомарное предложение описывает некие единичные обстоятельства, факты, а индивид может являться содержанием этого предложения», – кратко объясняет Лисовский концепцию спектакля о непознаваемости мира, который не возьмешь ни математическими формулами, ни гуманитарным копанием в смыслах. Этот фокус проделывается не только с содержанием постановки, но и с ее формой. Зритель не может до конца познать как мир, так и спектакль. Артисты говорят каждый в свой микрофон, и кого из них слышит публика в наушниках, решает калькулятор случайных чисел. Но вот это пока номинация «Эксперимент».

«Музей инопланетного вторжения»

Театр взаимных действий, Москва

Под названием «Театр взаимных действий» скрывается творческое объединение трех художников (Шифра Каждан, Леша Лобанов и Ксения Перетрухина). Неудивительно, что зрителей приглашают в музей. Он посвящен инопланетному вторжению, которое произошло в 1989 г. в небольшом поселке Томской области и осталось засекреченным и неизученным, вот только благодаря любознательным художникам мы о нем и узнали, спасибо за экскурсию. Среди предметов быта распадающегося СССР конца 1980-х – рисунки ученых, свидетельства очевидцев и даже карта с планом сражения трехногого инопланетного объекта с армейскими частями. Конечно, это еще и музей советского детства, сделанный не только с иронией, но с ностальгией и нежностью.

«Злачные пажити»

Режиссер Юлия Ауг

Театр «Старый дом» и фестиваль «Точка доступа», Новосибирск

В спектакле актрисы и режиссера Юлии Ауг объединены два рассказа Анны Старобинец, лауреата премии «Национальный бестселлер», с чьей-то легкой руки носящей титул «русского Стивена Кинга». В «Паразите» церковь с помощью ученых создает «ангела», чтобы показать чудо верующим и укрепить свою власть. В «Злачных пажитях» у людей нет ни права выбора, ни души, зато есть возможность купить вечную жизнь. Фестиваль «Точка доступа» анонсирует спектакль как «опыт современной мистерии».

«Колымские рассказы»

Режиссер Алексей Забегин

«Ельцин-центр», Екатеринбург

Барабан из железной бочки, скелет дерева и три актера – этого оказалось достаточно, чтобы поставить сборник Варлама Шаламова о жизни заключенных Севвостлага. Режиссер и автор инсценировки Алексей Забегин не пытается сыграть прошлое, а постоянно спрашивает себя и зрителей: как бы я поступил? Было бы мне страшно? Сколько бы я выдержал? Актеры не реставрируют быт и тяготы репрессированных, а минимальными средствами показывают, как ломается человек в нечеловеческих условиях.

«В гостях. Европа»

Rimini Protokoll, Германия

Этот спектакль знаменитой немецкой группы играется в московских квартирах. Ну то есть как играется – вы его и играете. Приходите в гости, садитесь за стол и как-то постепенно становитесь камерным аналогом Евросоюза. А уж как там пойдут застольные международные отношения, зависит от участников. Так что каждый спектакль дает уникальный опыт (и с десяток новых знакомств), но неизбежно кое-что уточняет в понимании места и времени, в которых мы живем, – не в гостях, а дома.

«Чук и Гек»

Режиссер Михаил Патласов

Александринский театр, Санкт-Петербург

Режиссер-документалист Михаил Патласов вывернул гайдаровских «Чука и Гека» наизнанку. У истории о двух мальчиках, которые едут с родителями на поезде по тайге, есть и обратная сторона. Миллионы людей были этапированы в том же направлении, голодали, замерзали и умирали в лагерях. Через дневниковые записи и мемуары (в спектакле использованы тексты Тамары Петкевич, Агнессы Мироновой-Кароль, Евгении Гинзбург, Георгия Жженова и многих других) Патласов в очередной раз напоминает, что тема советского геноцида до сих пор не отрефлексирована не только на государственном уровне, но и на частном, среди потомков репрессированных и репрессировавших.

«Магазин»

Режиссер Эдуард Шахов

Татарский драматический театр, Альметьевск

Пьеса Олжаса Жанайдарова «Магазин» основана на реальных событиях. В ней две героини – хозяйка магазина в московском спальном районе и ее рабыня, приехавшая на заработки из Средней Азии. Но в этом криминальном сюжете автора интересуют не только приметы рабовладельческого строя в современной России. «Магазин» – психологическая драма об отказе от свободы, о самой природе рабства. Опасный материал: вместо трагедии двух женщин – мучителя и жертвы – есть риск разыграть на сцене сюжет из телепрограммы «Чрезвычайное происшествие». Поэтому режиссер Эдуард Шахов добавляет условность, рассказывая историю с помощью пластических средств.

«Я Басё»

Режиссер Яна Тумина

«Упсала-цирк», Санкт-Петербург

Поэзия – это универсальный язык, на котором могут разговаривать все без исключения. Даже хулиганы. Режиссер Яна Тумина разыграла эту простую идею вместе с актерами «Упсала-цирка», единственного в мире цирка, в котором занимаются дети из групп социального риска и ребята с особенностями развития. Серия этюдов по мотивам хокку Мацуо Басё объединена физическим и социальным театром. Тексты о красоте простых вещей, об очаровании окружающего мира воплощены в методе простых действий. Актеры жонглируют ролями, а простые предметы меняют свои значения.

«Я здесь»

Режиссер Максим Диденко

Театр «Старый дом», Новосибирск

Бывший актер пластического театра Derevo, сотрудничавший с инженерным театром АХЕ, а сейчас выпускающий работы на стыке жанров в «Гоголь-центре» и Театре на Таганке, в Новосибирске поставил спектакль самой что ни на есть «малой формы» – по карточкам Льва Рубинштейна. Как известно, работавший в 1970-х в библиотеке поэт логично решил записывать тексты на карточках каталога и так изобрел новый жанр. Точнее, интержанр (по собственному определению Рубинштейна), потому что каждая карточка соединяет черты визуальных искусств, прозы, поэзии и драмы. Вот в этом интересе к интержанровости Диденко, очевидно, и сошелся с Рубинштейном. И сочинил очередной новый жанр, назвав его «программой совместных переживаний».

Торжественная церемония национальной театральной премии «Золотая маска» пройдет на Новой сцене Большого театра 15 апреля