Как прошел Салон высокого часового искусства SIHH
Посетителям выставки показали не только часы, но и оригинальные инсталляции и арт-объектыSIHH – одна из двух главных международных часовых выставок, ежегодно проходящих в Швейцарии. Старейшая, Baselworld, проводится в одном из крупнейших городов немецкоговорящей части Швейцарии. Это настоящая индустриальная выставка, собирающая тысячи производителей часов и комплектующих и десятки тысяч посетителей. Baselworld открыта для всех – достаточно просто купить входной билет. В 1990 г. у Baselworld появился конкурент – во франкоговорящей Женеве начал проходить SIHH. Изначально на этом Салоне экспонировались крупные «франкоговорящие» бренды из Швейцарии и Парижа, но позже организаторы открыли свои двери и для маленьких независимых марок. Первые четверть века своего существования SIHH был закрытым мероприятием, куда можно было попасть лишь по приглашениям, и лишь в последние пару лет Салон на один день стал открываться для широкой публики.
Если в Базеле дизайн стендов выставляющихся компаний из года в год повторяется – меняются только выставляемые в витринах часы, то в Женеве дизайнеры большинства экспонирующихся марок каждый год придумывают для своих стендов новые интерьеры, часто весьма затейливые. Так что внимания на SIHH заслуживают не только часы, но и сами стенды.
Титул «Самого дорогого» стенда на SIHH-2018 можно присудить экспозиции марки Ulysse Nardin, с 2014 г. входящей в группу Kering французского миллиардера Франсуа Пино, одного из крупнейших коллекционеров современного искусства. Пино предоставил на время работы SIHH четыре работы скандального британского художника Дэмиана Херста с его выставки «Сокровища затонувшего корабля «Невероятный», которая прошла в рамках Венецианского биеннале в декабре 2017 г. Экспонаты той выставки Херста – «сокровища с морского дна», включая фигуры «поросших» ракушками Микки-Мауса и Гуфи. Херст действительно поместил свои работы под воду, а затем заснял процесс подъема объектов водолазами и сделал из этого выставку.
Херст заработал себе имя на том, что помещал препарированные туши различных животных, включая акул, в формальдегид. По словам нового гендиректора Ulysse Nardin Патрика Пруньо, изначально для SIHH он хотел получить акул Херста (Ulysse Nardin начинала в XIX веке с производства морских хронометров и эмблема марки – корабельный якорь), но это оказалось невозможно. И тут как нельзя кстати оказалась декабрьская выставка, и связи Пино и Херста. Пруньо отказался сказать, какова стоимость работ Херста, выставлявшихся на SIHH, но ранее сообщалось, что цена самого дешевого экспоната «Сокровища затонувшего корабля «Невероятный» – 4 млн фунтов стерлингов.
И только выставкой Херста Ulysse Nardin не ограничилась. Марка также знаменита своими эротическими часами, но ранее громко них них не рассказывала. А в этот раз отвела под их экспозицию (обнаженные золотые фигурки мужчин и женщин на циферблатах – жакемары – при нажатии на кнопку приходят в движение) целый будуар.
Но титул «Самого эпатажного» стенда SIHH-2018 у Ulysse Nardin все-таки отняла марка Richard Mille. Главная модель Richard Mille этого года – RM53-01, посвященная звезде конного поло Пабло Макдоне. В возрасте 10 лет Пабло получил страшный удар клюшкой для поло по голове, проломившей ему череп. Шокирующие рентгеновские снимки головы будущего лучшего игрока в поло в мире Ришар Милль разместил на стене своего стенда. «Я хотел показать, что поло – это очень опасный вид спорта, – объяснил Милль «Ведомостям». – К счастью, сейчас Пабло в очень хорошей спортивной форме».
Успокоение от подобного эпатажа и выставочной суеты можно было найти на стенде марки Piaget, превратившей его в увитый листвой патио с бассейном и баром посредине. Стенд выражал новый девиз Piaget «Жизнь на солнечной стороне», пользовался огромной популярностью все дни проведения салона и генерировал множество советов, как в будущем году сделать его еще живописнее: запустить в воду золотых карпов, уложить в шезлонги вокруг бассейна моделей в бикини и проч.
Что касается собственно часовых новинок (подробрый обзор читайте в мартовском номере «Ведомости. Как потратить»), можно констатировать, что многие из экспонировавшихся на SIHH марок продолжают ощущать влияние политических и экономических шоков в разных странах (Китае, России, Великобритании, Бразилии и проч.), повлиявших на продажи. Некоторые марки чувствуют себя лучше, некоторые хуже, некоторые – очень хорошо. У Richard Mille, например, по словам Милля, бизнес идет отлично, средняя цена часов за последние два года выросла со 160 000 до 180 000 евро, и этой весной откроется бутик Richard Mille в Столешниковом переулке в Москве. У Ademars Piguet, по словам гендиректора марки Франсуа-Анри Беннамиаса, продажи в деньгах растут шесть лет подряд, и в этом году Ademars Piguet войдет в избранный круг часовых брендов с оборотом более 1 млрд швейцарских франков (таковых менее 10).
Но в целом на SIHH-2018 чувствовалось, что финансисты серьезно ограничили полет фантазии дизайнеров и конструкторов часов. Тем не менее яркие модели, естественно, были.
Например, Cartier показала модель Revelation de Panthere с «мистическим» циферблатом: при движении руки на нем то возникает, то исчезает морда пантеры. Разгадка – в сэндвичной конструкции циферблата: его верхняя герметичная половина заполнена жидкостью, в котором движутся около 900 золотых шариков. На первый взгляд хаотично, а на самом деле – по заранее «проложенному» для них маршруту, который и приводит к появлению изображения.
Vаn Сleef и Arpels доработала уникальный механизм, представленный в виде концепта в 2016 г. и в этом году показала серию из 12 механических часов Midnight Zodiac Lumineux со… светящимися циферблатами. Секрет – в пьезомодуле: при нажатии на кнопку он генерирует электрическую энергию и светодиоды на циферблате часов зажигают созвездие.
Марка Parmigiani представила новый хронограф с новым механизмом Kalpa Chronor – у этих часов из золота сделан не только корпус, но и сам механизм. Таких часов будет выпущено всего 50 штук.
Женева