Группировка ЗИП стала героем Премии Кандинского

Она получила приз в главной номинации «Проект года»
Группировка ЗИП против конъюнктуры и за всем доступное творчество
Группировка ЗИП против конъюнктуры и за всем доступное творчество / Сергей Бобылев / ТАСС

Премия Кандинского – долгожитель в мире отечественного современного искусства, регулярно испытывающего экономические и идеологические потрясения. Она шикарно здравствовала в тучные нулевые годы, когда современное искусство оставалось в моде и деньги на него тратили охотно. Последнее время никто уже не ждет от церемонии награждения яркого шоу, публики на оглашение результатов собирается немного. Но главное остается – профессиональные эксперты, отбирающие номинантов из потока заявок, всеми уважаемые члены жюри, денежное выражение премии. Жаль только, что нет ежегодной выставки соискателей – большого и полезного смотра самых разных по уровню и направлению работ. Но ее, как говорит учредитель премии Шалва Бреус, собираются восстановить.

Приз в главной номинации «Проект года» (и 1,8 млн руб.) достался, к радости присутствующих, краснодарской группе художников ЗИП, называющих себя «группировкой». Номинирована и награждена выставка в Московском музее современного искусства, но не менее сильный проект был показан в «Гараже» на Триеннале современного искусства. Там же радовала публику и отличная работа Ирины Кориной «Хвост виляет кометой», тоже вышедшая в финал. Корина, наверное, чемпионка по номинированию на различные премии, и в этом году она тоже герой – участвовала в основном проекте Венецианской биеннале. Так что была достойной конкуренткой ЗИП. Третий финалист – Полина Канис с медленным медитативным и метафоричным видео «Бассейн», кстати, уже получившим Премию Курехина. Видео это вполне завораживающее и тревожащее, но в отличие от Кориной и ЗИП Канис идет проторенным путем. Ее «Бассейн», если можно так сказать, плывет в общем течении русского видео.

Судьба «Ударника»

C 2012 г. церемония награждения премией проходила в здании кинотеатра «Ударник», которое арендовал Breus Foundation. Стоящий во главе фонда Шалва Бреус предполагал открыть в памятнике конструктивизма музей современного искусства. Но договор с правительством Москвы об аренде здания был недавно расторгнут. На вопрос, где же теперь будет находиться фонд, Бреус ответил, что не стоит беспокоиться, «у нас еще много недвижимости».

Хотя он и интереснее совсем уж умственного и претенциозного Mono Саши Пироговой, сумевшей понравиться жюри больше, чем Аслан Гайсумов и Данила Ткаченко. (Денежное выражение в номинации «Проект года. Молодой художник» – 450 000 руб.) Инсталляция Гайсумова, состоящая из нестройного ряда номерных знаков, висевших на домах в Грозном до Чеченской войны, проста и пронзительна. «Опытное поле» Ткаченко, наоборот, сложное, просчитанное, с постановочными фотографиями. Можно было подумать, что жюри отказалось премировать эту умную работу в связи со скандалом, разразившимся вокруг фотографической серии Ткаченко «Родина» с горящими заброшенными деревнями. Но член жюри Яра Бубнова, директор Института современного искусства в Софии, о спорах, можно ли поджигать умирающие дома, даже не слышала.

Победа в разделе «Научная работа. История и теория современного искусства» и право на издание ожидаемо досталось книге «Как-то раз Зевксис с Паррасием... Современное искусство: практические наблюдения» Александра Боровского. Похоже, что другие финалисты – сборник Третьяковской галереи «Оттепель» и «Русская идея на сувенирном прилавке» и другие эссе о (пост)советском искусстве» Алексея Бобрикова – уступили сочинению самого красноречивого и независимого от интеллектуальной моды писателя исключительно из уважения членов жюри к своему коллеге.