Александр Косолапов соединил профиль Ленина с логотипом кока-колы, тем и знаменит
Выставка художника состоит из парадоксовВыставка Александра Косолапова в Московском музее современного искусства – первая ретроспектива художника, больше 40 лет живущего в США, но остающегося советским. Или антисоветским. Он классик и один из главных героев соц-арта, возникшего в советском неофициальном искусстве в противовес искусству официальному, идеологически кондовому. Соц-арт передразнивал социалистический реализм, но и паразитировал на нем. Казалось бы, эти два стиля должны и умереть вместе, но оба существуют, обретая новые смыслы.
Косолапов по образованию скульптор, и, возможно, лучшие его работы как раз пластические. Бронзовая скульптура, где к телам рабочего и колхозницы со скульптуры Веры Мухиной приставлены головы Микки и Минни Маусов, выглядит не только смешно, но органично. Неожиданно при виде ее приходит сравнение с одной из последних работ самого известного и коммерчески успешного современного художника – Дэмиена Херста, поместившего героя мультфильма в свой псевдомузей среди бюстов богов и древних героев.
Невозможные соединения – главный прием в работах Косолапова. Он пишет серию «Малевич. Sold here», где фамилия гения русского авангарда набрана шрифтом с коробки сигарет Маrlboro или стоит под рисунком ковбоя. И этот прием играет прежде всего из-за соединения белого треугольника, вписанного в красный квадрат.
Малевич так же любим Косолаповым, как Микки Маус и Энди Уорхол. Эти трое, соответственно представляющие супрематизм, американский масскульт и поп-арт, стали главными персонажами у Косолапова, как и Ленин. Художник смешивает их, ставя, например, мышь на копию архитектона Малевича. Или просто эксплуатирует найденные другими приемы, делая серию портретов Горбачева, имитирующую шелкографии Уорхола с Мэрилин Монро. Получается, что советская пропаганда выполняет ту же роль, что и американская реклама и массовая культура, – обольщает обещанием счастья.
Выставка «Александр Косолапов. Ленин и кока-кола» – подробная, здесь можно увидеть и ранние, и последние работы художника. А также фотографии его перформансов и видеозапись интервью. В нем он замечает, что мы до сих пор пользуемся его приемом, смешивая языки и миры, и приводит в пример «Барвиху Luxury Village».
До 11 февраля