Как музыка Эрика Сати связана с пешими прогулками

На русском языке вышла компактная биография, которая проходит по этапам жизни композитора, как по клавишам фортепиано
На картине «Богема. Поэт Монмартра» (1891) художник Рамон Касас изобразил своего знакомого Эрика Сати/ Wikimedia

Пепельный пейзаж с бутафорской мельницей ресторана Moulin de la Galette, на его фоне долговязый молодой мужчина – в очках, цилиндре, в темных брюках, руки в карманах длинного сюртука – вглядывается в туманное утро. Это испанский художник-модернист Рамон Касас запечатлел облик парижской богемы Fin de siecle, картина так и называется «Богема. Поэт Монмартра» (1891). На ней знакомый художника, его зовут Эрик Сати, ему 25, он играет на пианино свои произведения сначала в знаменитом на весь Париж кабаре Le Chat Noir («Черный кот»), а затем в Auberge du clou.

Мэри Э. Дэвис. Эрик Сати. Издательство «Ад Маргинем», 2017

Его скромный заработок едва позволяет сводить концы с концами, зато он круглые сутки проводит в центре неформальной культурной жизни столицы среди художников, артистов, музыкантов, писателей, людей искусства. Здесь родилось его самое первое амбициозное произведение «Гимнопедия», сразу после исполнения которого местная публика окрестила его «гимнопедистом Монмартра». А через год после написания вышеназванной картины Сати познакомился в кабаре с Клодом Дебюсси, который был немногим старше, но уже являлся известным композитором. Именно Дебюсси помог своему новому другу войти в официальные музыкальные круги Парижа. До конца жизни этих людей связывала близкая дружба, что удивительно, учитывая сложный характер Сати. Взрывной темперамент, склонность к ядовитой иронии, эксцентричность и замкнутость стали атрибутами его фирменного стиля, но и послужили источником многих бед.

Несмотря на отдельные успехи и исполнение «Гимнопедии» в парижских концертных залах, имя композитора оставалось не слишком известным. Проводником музыки Сати для широкой аудитории стал другой французский композитор и дирижер – Морис Равель, организовавший цикл его концертов в 1911 г. А дальше были авангардистские эксперименты, дружба с дадаистами, знаменитый балет «Парад», премьера которого наделала так много шума в конце Первой мировой войны и при подготовке которого сошлись таланты Пикассо, Кокто, Дягилева, Аполлинера и Сати. При этом композитор продолжал обращаться и к классицистским постановкам (к примеру, драма «Сократ», оказавшая сильное влияние на Игоря Стравинского).

Почитатели

Среди страстных почитателей Сати были Джон Кейдж и звезда французской «новой волны» режиссер Луи Маль, использовавший «Гноссиенны» в одном из лучших своих фильмов «Блуждающий огонек» по одноименному роману Пьера Дрие ла Рошеля.

Жизни и творчеству Сати посвящены многие исследовательские статьи и книги. Но на русском языке их корпус весьма ограничен и уж точно не соответствует масштабу личности композитора. Издательство «Ад маргинем» решило восполнить этот досадный пробел, продолжив серию «Критические биографии» переводом книги Мэри Э. Дэвис об Эрике Сати. Это небольшое, 170-страничное, эстетское иллюстрированное издание, кажется, полностью соответствует минималистическим симпатиям самого Сати. Весьма подробно, но непринужденно описываются взаимоотношения с друзьями и коллегами, обстоятельства знакомств, увлечений и поисков композитора в разные периоды жизни от оккультно-мистических до дадаистских. Взгляд скользит от родного для Сати нормандского городка Онфлер к парижской консерватории, от кабаре к кабаре на Монмартре. Личность композитора предстает в полном объеме, он не только музыкант, но и мастер слова, автор остроумных заметок, воспоминаний и памфлетов, обладатель исключительного чувства стиля. Живя в небольшой комнатке в парижском предместье, он каждый день совершал длинные пешие прогулки до самого центра города. В руках зонтик, а в кармане молоток на случай нападения апашей где-нибудь в рабочем районе, через который лежал его путь. По дороге посещал кафе, где за чашкой кофе или аперитива записывал пришедшие в голову идеи для новых произведений, и снова продолжал шествие по городу. Друзья говорили, что, возможно, эти бесконечные пешие прогулки и стали источником музыкального ритма композитора. А значит, и сердце самого Парижа начала XX века навсегда бьется в музыке Эрика Сати.

Мэри Э. Дэвис. Эрик Сати. Издательство «Ад Маргинем», 2017