Теодор Курентзис исполнит в Зальцбурге все девять симфоний Бетховена
Объявленная программа Зальцбурга-2018 – настоящий марш радикального авангарда по городу Моцарта
После сенсационного дебюта новому интенданту Маркусу Хинтерхойзеру нужно было очень постараться, чтобы соответствовать взятой минувшим летом планке кураторской мысли. Программа будущего фестиваля, который пройдет с 20 июля по 30 августа 2018 г., превзошла самые смелые ожидания – она выглядит бескомпромиссной декларацией о намерениях. Воцарившись на музыкальном олимпе, Хинтерхойзер приводит за собой новое поколение художников, готовых превратить Зальцбург из буржуазной ярмарки тщеславия в форпост актуального искусства. Из пяти премьер четыре готовят режиссеры, работающие в городе Моцарта впервые, – все это постановщики с именем и сложившейся репутацией, но приглашение в Зальцбург окончательно закрепляет за ними статус главных героев сегодняшней музыкальной сцены. В этом смысле роль самой ожидаемой премьеры следующего фестивального лета уготована «Саломее» Рихарда Штрауса в режиссуре Ромео Кастеллуччи: за дирижерским пультом – Франц Вельзер-Мест, в заглавной партии – лучшее сопрано Зальцбурга-2017 Асмик Григорян.
Курс на рекрутинг режиссеров из драматического цеха продолжат «Бассариды» (1966) Ханса Вернера Хенце – оперу по мотивам «Вакханок» поставит Кшиштоф Варликовский, в начале нулевых убедительно актуализировавший трагедию Еврипида на театральной сцене. В «Коронации Поппеи» Монтеверди вместе с любовно собранными патриархом-старинщиком Уильямом Кристи звездами барочного репертуара (Соня Йончева, Стефани д’Устрак, Доминик Висс) фламандец Ян Лауэрс выведет на зальцбургские подмостки артистов своей компании Needcompany. Этот спектакль уже заочно обречен на сравнение с оперным дебютом другого протагониста бельгийского театра – Анны Терезы де Кеерсмакер, в январе минувшего года поженившей солистов Парижской оперы и танцовщиц из собственной труппы Rosas. Еще один новичок Зальцбурга – Лидия Штайер, прославившаяся базельской постановкой «Четверга» Карлхайнца Штокхаузена, названной авторитетным журналом Opernwelt лучшим оперным спектаклем прошлого года. В Зальцбурге Штайер выпустит «Волшебную флейту» – с греческим дирижером Константиносом Каридисом, Альбиной Шагимуратовой – Царицей ночи и Маттиасом Герне – Зарастро.
Старую гвардию на фестивале представляет Хайнс Нойенфельс, само имя которого стало синонимом радикальной оперной режиссуры. В Зальцбург он возвращается впервые после 2001 г., когда покидавший пост интенданта Жерар Мортье решил погромче хлопнуть дверью скандальной «Летучей мышью». Теперь возмутителю спокойствия доверили «Пиковую даму» Чайковского – с Марисом Янсонсом во главе Венских филармоников, американским тенором Брэндоном Йовановичем – Германом и белорусским сопрано Оксаной Волковой – Лизой. Радикализм оперной программы уравновешивает «Итальянка в Алжире» Россини, сыгранная на исторических инструментах под управлением Жан-Кристофа Спинози и поставленная Моше Ляйзером и Патрисом Корье специально для Чечилии Бартоли – впервые спектакль покажут на весеннем Pfingstfestspiele, которым руководит певица.
Очень хочется
Под знаком смены поколений пройдет и концертная программа – ее центральным событием станет исполнение всех девяти симфоний Бетховена оркестром Пермской оперы musicAeterna под управлением триумфатора Зальцбурга-2017 Теодора Курентзиса. Второй по значимости дирижерский ангажемент фестиваля – две программы Кирилла Петренко и Берлинского филармонического оркестра. О том, что его возглавит уроженец Омска, стало известно еще летом 2015 г., но с тех пор Петренко выступал с новыми подопечными раз, два и обчелся. К своим обязанностям дирижер приступит только в сезоне 2019/20 г., так что концерты в Зальцбурге – уникальная возможность спрогнозировать вектор развития самого статусного оркестра планеты уже сегодня. Выйдет на сцену и сам Маркус Хинтерхойзер – не только блестящий куратор, но и превосходный пианист, он представит цикл из пяти концертов, посвященных музыке Галины Уствольской. Зальцбург и в этом репертуарном ходе опережает время: пик интереса к загадочной фигуре петербургской затворницы придется на 2019 г., когда музыкальный мир будет отмечать столетие Уствольской.