Теодор Курентзис исполнит в Зальцбурге все девять симфоний Бетховена

Объявленная программа Зальцбурга-2018 – настоящий марш радикального авангарда по городу Моцарта
Маркус Хинтерхойзер сочинил новый кураторский шедевр Franz Neumayr
Маркус Хинтерхойзер сочинил новый кураторский шедевр Franz Neumayr / Salzburger Festspiele

После сенсационного дебюта новому интенданту Маркусу Хинтерхойзеру нужно было очень постараться, чтобы соответствовать взятой минувшим летом планке кураторской мысли. Программа будущего фестиваля, который пройдет с 20 июля по 30 августа 2018 г., превзошла самые смелые ожидания – она выглядит бескомпромиссной декларацией о намерениях. Воцарившись на музыкальном олимпе, Хинтерхойзер приводит за собой новое поколение художников, готовых превратить Зальцбург из буржуазной ярмарки тщеславия в форпост актуального искусства. Из пяти премьер четыре готовят режиссеры, работающие в городе Моцарта впервые, – все это постановщики с именем и сложившейся репутацией, но приглашение в Зальцбург окончательно закрепляет за ними статус главных героев сегодняшней музыкальной сцены. В этом смысле роль самой ожидаемой премьеры следующего фестивального лета уготована «Саломее» Рихарда Штрауса в режиссуре Ромео Кастеллуччи: за дирижерским пультом – Франц Вельзер-Мест, в заглавной партии – лучшее сопрано Зальцбурга-2017 Асмик Григорян.

Курс на рекрутинг режиссеров из драматического цеха продолжат «Бассариды» (1966) Ханса Вернера Хенце – оперу по мотивам «Вакханок» поставит Кшиштоф Варликовский, в начале нулевых убедительно актуализировавший трагедию Еврипида на театральной сцене. В «Коронации Поппеи» Монтеверди вместе с любовно собранными патриархом-старинщиком Уильямом Кристи звездами барочного репертуара (Соня Йончева, Стефани д’Устрак, Доминик Висс) фламандец Ян Лауэрс выведет на зальцбургские подмостки артистов своей компании Needcompany. Этот спектакль уже заочно обречен на сравнение с оперным дебютом другого протагониста бельгийского театра – Анны Терезы де Кеерсмакер, в январе минувшего года поженившей солистов Парижской оперы и танцовщиц из собственной труппы Rosas. Еще один новичок Зальцбурга – Лидия Штайер, прославившаяся базельской постановкой «Четверга» Карлхайнца Штокхаузена, названной авторитетным журналом Opernwelt лучшим оперным спектаклем прошлого года. В Зальцбурге Штайер выпустит «Волшебную флейту» – с греческим дирижером Константиносом Каридисом, Альбиной Шагимуратовой – Царицей ночи и Маттиасом Герне – Зарастро.

Старую гвардию на фестивале представляет Хайнс Нойенфельс, само имя которого стало синонимом радикальной оперной режиссуры. В Зальцбург он возвращается впервые после 2001 г., когда покидавший пост интенданта Жерар Мортье решил погромче хлопнуть дверью скандальной «Летучей мышью». Теперь возмутителю спокойствия доверили «Пиковую даму» Чайковского – с Марисом Янсонсом во главе Венских филармоников, американским тенором Брэндоном Йовановичем – Германом и белорусским сопрано Оксаной Волковой – Лизой. Радикализм оперной программы уравновешивает «Итальянка в Алжире» Россини, сыгранная на исторических инструментах под управлением Жан-Кристофа Спинози и поставленная Моше Ляйзером и Патрисом Корье специально для Чечилии Бартоли – впервые спектакль покажут на весеннем Pfingstfestspiele, которым руководит певица.

Очень хочется

Гвоздь театральной программы фестиваля – «Голод» Кнута Гамсуна в постановке экс-интенданта Volksbuehne Франка Касторфа при участии ведущих артистов легендарной берлинской труппы. Этот проект лишний раз доказывает, что Volksbuehne Касторфа – невероятной силы художественная идея, которая может быть реализована не только в театре на берлинской площади Розы Люксембург, а в любой точке земного шара.

Под знаком смены поколений пройдет и концертная программа – ее центральным событием станет исполнение всех девяти симфоний Бетховена оркестром Пермской оперы musicAeterna под управлением триумфатора Зальцбурга-2017 Теодора Курентзиса. Второй по значимости дирижерский ангажемент фестиваля – две программы Кирилла Петренко и Берлинского филармонического оркестра. О том, что его возглавит уроженец Омска, стало известно еще летом 2015 г., но с тех пор Петренко выступал с новыми подопечными раз, два и обчелся. К своим обязанностям дирижер приступит только в сезоне 2019/20 г., так что концерты в Зальцбурге – уникальная возможность спрогнозировать вектор развития самого статусного оркестра планеты уже сегодня. Выйдет на сцену и сам Маркус Хинтерхойзер – не только блестящий куратор, но и превосходный пианист, он представит цикл из пяти концертов, посвященных музыке Галины Уствольской. Зальцбург и в этом репертуарном ходе опережает время: пик интереса к загадочной фигуре петербургской затворницы придется на 2019 г., когда музыкальный мир будет отмечать столетие Уствольской.